«Школа — это камера хранения»: эксперт призывает выйти за рамки школьной системы
Современная российская школа катастрофически не успевает за изменениями в мире и нацелена не столько на обучение, сколько на хранение детей, пока родители на работе. Есть ли альтернативы школе и как на них решиться, Тайге.инфо рассказала эксперт по семейному образованию Виктория Бродская.
Виктория Бродская несколько лет назад переехала из России в США — в американский колледж поступил её сын, которого местная пресса зовет вундеркиндом. В Новосибирске она проведет семинар для родителей, интересующихся семейным образованием.
Тайга.инфо: Как вы сами пришли к хоумскулингу (домашнему обучению)?
— У меня двое детей. Старшему сейчас пятнадцать, и к семейному образованию я пришла через него. В какой-то момент мы поняли, что он одаренный мальчик, и пришлось искать альтернативы школе. Их практически не было. Мне удалось найти экстернат Битнера, но он еще работал только со старшеклассниками, а моему сыну тогда было шесть лет. В общем, с этого момента я начала заниматься семейным образованием сначала как родитель, а через год — как тьютор детей начальной школы на «семейке» в «Экстерн офисе» Битнера.
Тайга.инфо: Ваш случай — это ребенок, который может больше, чем дает школа. Но только ли это движет «семейниками», или есть еще факторы?
— Причины у всех разные. У меня были дети, которые не успевали за программой или профессионально чем-то занимались, спортом или творчеством, и им нужно было просто быстро избавиться от школьной программы, не тратить на нее время. А сейчас стало много идейных родителей, которые понимают ситуацию в современной школе, очень грустную, к сожалению.
Тайга.инфо: С каких сторон она грустная и почему?
— Да вот с какой стороны ни возьми. Мало профессиональных кадров. Это не мои слова, а слова самих педагогов и специалистов повышения квалификации: они говорят, что педагоги — одна из самых необразованных прослоек населения. Почему так — это вопрос и к педвузам, и к тому, как все устроено. Мир меняется бешеными темпами — в образовании не меняется практически ничего. В школе есть только видимость изменений, где-то внедряют планшеты, якобы новые программы, развивающее обучение, но только якобы — все это не подстроено под современный темп жизни.
Другая проблема, что школа не учит детей учиться. Школа учит слушаться и делать то, что тебе говорят. Школа не учит брать на себя инициативу, а ведь детям, которые сейчас идут в школу, придется учиться всю жизнь. Даже мы уже постоянно переучиваемся, как минимум, повышаем квалификацию, а то и меняем профессию. И так теперь будет всегда, а школа практически никогда не отвечает образовательным потребностям современного общества.
Тайга.инфо: Каким тогда потребностям отвечает школа?
— Если вы поговорите с родителями, которые отдают детей в школу, многие из них скажут, что они делают это, потому что им нужно ходить на работу. Школа — это камера хранения.
Тайга.инфо. Камера хранения, которая не мотивирует узнавать новое?
— Школа убивает познавательный интерес. В человеке он заложен изначально, личность всегда стремится развиваться. Но есть педагоги, которые считают, что человек — это комплекс рефлексов, как животное. У меня более гуманистический подход, я считаю, что, если ребенка не трогать (в хорошем смысле), он все равно будет развиваться. Школа же говорит: «Все, что хочешь ты — неправильно, забудь все, что ты хочешь — мы знаем лучше, что тебе надо». При этом то, чему они учат, не соответствует запросам ни человека, ни общества, не коррелируется с возрастной психологией. А та школьная программа, которая есть, не создана профессионалами, в нее никак не встраиваются результаты последних научных исследований в психологии и педагогике. Нейробиологию программа тоже не учитывает, а она доказывает, что отрицательная мотивация — плохие оценки — вообще никак не влияют. Мне сложно представить себе более негибкий социальный институт, чем школа.
Тайга.инфо: Какие альтернативы есть у общеобразовательной российской школы?
— Выбор довольно большой. Семейное образование развивается очень активно, и формы могут быть разные. Родители могут самостоятельно учить ребенка дома, могут с помощью репетиторов, но это довольно дорого. Иногда родители кооперируются в семейные классы, например, снимают помещение, нанимают педагогов или по очереди преподают разные предметы.
Тайга.инфо: А как же контрольные и экзамены?
— По закону, каждый ребенок должен быть прикреплен к школе для прохождения аттестаций. В школах, где семейников-заочников много, вроде «Умки», которые поняли, что этих семей бояться не надо, что дети учатся, аттестации проходят более расслабленно, например, раз в четверть. В школах, где это в новинку, прессуют больше.
Тайга.инфо: Чему может научить родитель, который сто лет назад учился в школе, и все забыл?
— Это все довольно просто. Во-первых, есть интернет, где очень много поддерживающих групп, форумов, сайтов. Во-вторых, когда родитель входит в это все, первое, что он делает, это изучает требования для сдачи аттестации и понимает: чтобы сдать это все, времени надо в три раза меньше, чем дети проводят в школе. Ребенку с неубитой мотивацией нужно три раза в неделю по полтора часа для того, чтобы освоить школьную программу.
Тайга.инфо: Зачем же они там по полдня остаются?
— Потому что это камера хранения! Половину урока учителя тратят на дисциплину, чтобы всех усадить. Дети ведь очень сильно изменились. Им доступно огромное количество информации, поэтому они выставляют много жестких фильтров, иначе психика не справится. Сквозь эти фильтры пытаются пробиться родители и учителя, которые впихивают в них ненужную им информацию, а дети сопротивляются.
В какой-то момент я перестала работать с детьми и начала работать с семьями, поскольку все начинается с родителей. 90% из них говорят, что дети отказываются учиться, потому что не находят ответа, зачем, и у родителей его нет.
Тайга.инфо: Те, кто устал от школы, тем не менее, продолжают в нее ходить, потому что деды так учились.
— У меня есть проект «Расшколивание», курс молодого бойца для родителей. Он начинается с достаточно философских вещей, чтобы родитель подумал о том, что такое образование вообще. Это правда важно, ведь мы плывем по течению: детский сад, школа, институт…
А я хочу родителям помочь выйти за рамки системы. И дальше мы проходим первые три месяца вместе. Я показываю ФГОСы, даю сопутствующую информацию, подсказываю, как легко проскочить какие-то сложности. Это сильно страшно первые два года, а потом возникает «полет» и чувство, что все возможно.
Есть несколько имен в семейном образовании, на которые можно ориентироваться (тот же Битнер), несколько очень крупных групп в фейсбуке, есть журнал «Семейное образование» Оксаны Апрельской. Новосибирск в этом плане рулит. Еще одно сообщество есть в Краснодаре, там мамы с большим стажем по 8−10 лет, у которых дети уже окончили школу и учатся дальше — то есть можно говорить о результатах, хотя бы промежуточных. Мой сын поступил в университет в 13 лет, он великолепно встраивается в коллектив, у него все в порядке с дисциплиной и самоорганизацией. Так разбиваются наши представления о том, что, если не будет внешнего контроля, дети будут весь день валяться на диване и в итоге вырастут во что-то неорганизованное и необразованное.
«Семейники» нормально сдают ГИА и ЕГЭ, они гораздо более осознанные, они выбирают то, что действительно хотят. У них был опыт выбора и отказа, слушания себя. Поэтому им намного легче потом живется. При этом я не против школы как системы, чтобы с ней бороться — такая школа тоже очень многим нужна.
Тайга.инфо: Обычно после школы, где тебя все оценивают, жить довольно тяжело.
— Школа действительно впихивает человека в оценочную систему -/+, и мы потом так и живем, не слышим друг друга, навешиваем ярлыки «хорошо/плохо», ходим к психотерапевтам, потому что не можем позволить себе ошибиться — Марь Иванна выдрессировала. Мы все — продукты школьной системы. Но я вижу, как у родителей, которых это достало, получается идти другим путем. Самое сложное — расшколить себя.
Тайга.инфо: Сколько времени тратит родитель на семейное образование своих детей?
— Плюс «семейки» в том, что в какой-то момент дети начинают учиться самостоятельно, рано или поздно. Но когда вы начинаете этот путь, нужно потратить на него время, чтобы показать ребенку, как это делается. Просто я сталкиваюсь с большим количеством неоправданных ожиданий. Родители забирают ребенка из школы и считают, что, раз они его освободили, в благодарность за это он начнет пахать и изучать программу. Но на это нужно время — от нескольких месяцев до пары-тройки лет.
Тайга.инфо: Значит ли это, что один из взрослых должен уйти с работы, например?
— Один из родителей должен выделить время. Полтора часа в день три раза в неделю — в начальной школе этого достаточно. А в средней школе есть просто несколько лайфхаков. Средняя школа — это просто несколько больших текстов. Биология, история, география — это тексты, причем текстом может быть что угодно: и учебник, и человек, и видео на Ютюбе. Если к этому моменту научить ребенка работать с текстом — анализировать, конспектировать — все получится. Если научиться добывать информацию из текста, то в средней школе делать больше нечего. Пресловутые физика и химия, которые так пугают всех родителей, тоже преодолимы. В сети есть огромное количество опытов, которые можно повторять дома. Вы делали опыты в школе? Я почти нет.
Тайга.инфо: В итоге хорошо, если в школе ребенок встретится с парой хороших предметников, искренне любящих детей и работу. Больше же ничего не остается в памяти.
— Согласна. Часто родитель смотрит на путь семейного образования и думает, что не справится: «Я не дам всего, я что-нибудь упущу». При этом автоматически считается, что в школе ничего не упускают. Ну, давайте посмотрим на одиннадцатиклассников или на себя. Школа в этом смысле —вообще не про образование, и гораздо более образованными получаются дети на «семейке», потому что ни один учитель так не мотивирован дать ребенку образование, как родитель. Родитель может, конечно, совершать ошибки, ну так и учитель может — важно помнить, что мы сравниваем не с идеалом, а с реальной школой. А если сравнивать с ней, то все становится намного проще.
Беседовала Маргарита Логинова
Фото Дениса Теркулова