Боровшиеся с ВИЧ алтайские общественники обжалуют звание иноагента
Бийская общественная организация «Выбор», которая занимается просветительством в сфере охраны здоровья, намерена обжаловать решение Минюста РФ о внесении в реестр иноагентов. В городе пора «объявлять катастрофу из-за ВИЧ и проводить спасательную операцию», рассказала Тайге.инфо руководитель «Выбора» Елена Мельникова
Министерство юстиции РФ объявило «Выбор» иноагентом в середине декабря. Решение будет обжаловано, сообщила редакции Мельникова.
Основанием для внесение в реестр послужило иностранное финансирование работы организации и проводимая ею политическая деятельность, следует из акта проверки, который есть в распоряжении Тайги.инфо. Минюст обратил внимание на проекты «Выбора» в 2014 и 2016 годах.
«Были деньги в 2014 году от „Эсверо“ (организация признана иноагентом в 2016 году — прим. Тайги.инфо), в 2016 году на акцию экспресс-тестирования было 272 тыс. рублей от Aids Healthcare Foundation, — объяснила Мельникова. — Aids Healthcare Foundation финансирует программы во многих городах страны, это не подпольный фонд, причем деньги мы получали от их филиала в России».
Статус иноагента стал для «Выбора» «громом среди ясного неба», призналась собеседница. Организация существует более десяти лет, работала при поддержке администрации Бийска и занималась профилактикой ВИЧ и других социально значимых заболеваний практически в одиночку — ни государственным соцслужбам, ни филиалу краевого СПИД-центра не хватало на это ни кадровых ресурсов, ни квалификации.
137798
«В любом случае, кроме иностранного финансирования должна быть политическая деятельность, а ее у нас нет», — считает Мельникова, с чем оказались не согласны проверяющие. В частности, они обратили внимание, что на средства, полученные от «Эсверо», «Выбор» проводил в Бийске акции по раздаче чистых шприцев и презервативов потребителям наркотиков.
«Данная программа проводится в жизнь Глобальным фондом борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария) <...> и исходит из того, что потребители наркотиков не желают избавляться от наркозависимости, в связи с чем необходимо обеспечить им возможность употреблять наркотики, не заражаясь при этом ВИЧ-инфекцией, — говорится в акте проверки Минюста. — однако такая деятельность по реализации программы вступает в противоречие с государственной политикой в сфере профилактики ВИЧ, пропагандирующей достижение полного освобождения от наркотической зависимости».
«Выбор», по словам Мельниковой, занимался профилактикой ВИЧ не только и не столько среди наркозависимых и секс-работниц — значительная часть работы проходила с общим населением: в образовательных учреждениях и на рабочих местах.
«Мы подготавливаем волонтеров в программе „Равный — равному“ по социально значимым заболеваниям, ежегодно порядка шестидесяти человек для работы в равной аудитории, — рассказала руководитель „Выбора”. — Они проводят тренинги в образовательных учреждениях на детей 16+, это школы, вузы, техникумы, также на выездных площадках — там, где бывает массовое скопление людей. Плюс ко всему мы работаем с жертвами домашнего насилия, включая сексуальное».
Получить финансирование на свою деятельность СПИД-сервисным организациям в России, а тем более в маленьком городе в провинции всегда было тяжело, «Выбор» никогда не рассчитывал на федеральные гранты вроде президентского, в 2015-м счета организации вообще оказались пусты. Тем не менее, уходить из сферы СПИД-сервисных социальных услуг Мельникова и ее коллектив не хочет, потому что в Бийске — настоящая эпидемия ВИЧ.
Пораженность ВИЧ-инфекцией в Бийске составляет 2077 человек на 100 тыс. населения при среднем показателе по стране — 618
«Мы делаем огромный блок работы, который на себя не взяли ни соцслужбы, никто. Более того, когда мы начали развивать организацию, я работала замдиректора в соцзащите, и деятельность, связанная с ВИЧ, мне фактически стоила должности. Тема и контингент не нравились директору, — вспомнила Мельникова. — Непонятно, кому мы могли своей деятельностью помешать, если сегодня Бийск на пороге того, что пора объявлять катастрофу и начинать спасательные операции. И спасать надо даже не силами одной НКО — если бы к нам зашли пять НКО и разделили бы компоненты работы, всем бы хватило».
Пораженность ВИЧ-инфекцией в Бийске составляет 2077 человек на 100 тыс. населения при среднем показателе по стране — 618. Толчок эпидемии в свое время дали потребители наркотиков, пояснила собеседница редакции, но сейчас инфекция вышла во все слои населения: «ВИЧ выявляется больше среди женщин и более старшего поколения — эта тенденция есть по всей стране».
«Клеймо» иноагента может стать препятствием как в сотрудничестве с районными администрациями, так и с руководителями компаний, где нуждаются в профилактике ВИЧ, предполагает общественница: «Наиболее эффективна профилактика на рабочих местах среди людей, которые уже давно нигде не учатся. Они воспринимают наши беседы на ура, а потом целыми предприятиями записываются на экспресс-тестирование. Это никто больше не делает, а как мы, иностранный агент, будем приходить к руководителям предприятия и доносить профилактику?»
Кроме «Выбора» в крае работает еще две организации в сфере профилактики ВИЧ, но обе они — «АнтиСПИД Сибирь» в Барнауле и «Партнерство плюс» в Рубцовске — на базе СПИД-центров, «Выбор» же позиционирует себя как независимую НКО. «С краевым СПИД-центром у нас рабочие отношения, в лицо они нам улыбаются, но за спиной вставляют палки в колесах, — отметила Мельникова. — Что странно, потому что мы не делим с ними эту работу, они не идут в глубоко проблемный город. Больше всего сложившаяся ситуация похожа на выдавливание системной общественной организации из очень болезненной точки общества».
Оспорить решение минюста, говорит она, «Выбору» помогут правозащитники.
Маргарита Логинова