Ветераны КГБ Новосибирска отметили столетие органов турниром по единоборствам
Фестиваль боевых единоборств на «Кубок Первой сборной» собрал в новосибирском спорткомплексе «Энергия» три сотни юных бойцов из сибирских клубов и чемпионов из первой сборной РСФСР по карате. Тайга.инфо выслушала советы бывалых мастеров молодому поколению.
В фестивале единоборств, посвященном столетию органов государственной безопасности России, приняли участие около трехсот спортсменов более чем из десятка городов Сибири. Попробовать себя на татами смогли представители традиционного каратэ, армейского рукопашного боя, кобудо, сётокан каратэ и киокушин будокай. Турнир организовали НРОО «Ветераны Силовых Структур Родины», Новосибирская областная общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация Восточных Боевых Единоборств», управление ФСБ по НСО, Новосибирский военно-патриотический центр «Вымпел», управление физической культуры и спорта мэрии Новосибирска.
«Этот турнир посвящен столетию органов государственной безопасности и посвящен первой сборной по карате, которая родилась в Новосибирске в конце 1960-х годов, — объясняет полковник внешней разведки Олег Коляденко, — тогда правительство Советского Союза разрешило заниматься восточными единоборствами, и все ребята из этой команды оказались сотрудниками новосибирского управления КГБ и на первых же соревнованиях они стали чемпионами СССР, удерживали это звание пять лет и были костяком сборной СССР. Это легендарные парни, двое из них ушли из жизни, остальные сегодня здесь с нами».
«Я начал заниматься карате в 1974 году, — рассказывает ветеран первой сборной по карате, 26 лет отслуживший в КГБ и ФСБ, Александр Волосач, — до этого я занимался боксом и дзюдо, но мне очень понравилась философия этого искусства, она граничит с буддизмом: самосозерцание, умение отрешиться. В схватке думать не надо — тело сделает за тебя все, что нужно. Сегодня в карате много движений и меньше внимания иногда уделяют духовному аспекту: ты обладаешь такой силой, что не должен её применять. Любой конфликт можно разрешить, не применяя силу. Когда пришел Юрий Андропов, в карате нашли что-то опасное, и его запретили. Но было много людей фанатично преданных этому искусству, а заниматься разрешалось только людям из силовых структур и все фанаты перешли на работу туда. Нескольких человек посадили в тюрьму под надуманным предлогом, но они к этому отнеслись философски — карма, значит, нужно за что-то заплатить. При „Динамо“ был открыт центр боевых искусств. Там, на базе спортивного карате, люди из силовых органов разрабатывали прикладное карате, боевое. Ребята занимались — самородки. Однажды на соревнованиях, когда одному бойцу говорят какой прием провести, а другой, не зная, должен от этого приема защититься, попался одному из ребят удар в пах, он поворачивается и бьет противника в пах, тот падает без сознания, потом его тренер ракушку нам показал, а она напополам расколота. Наша сборная РСФСР ниже второго места не опускалась. Я так скажу, побеждает тот, кто подготовлен физически, кто наработал все приемы, и у кого есть внутренняя уверенность в победе. Я на татами выходил, всегда себе уши натирал — сразу кровь приливает к голове, смотришь на соперника и уже знаешь, чувствуешь, победишь его или нет». Во время фестиваля Александра Волосача наградили грамотой «За службу» подписанной директором ФСБ Бортниковым.
Главными поединками фестиваля стали встречи команд силовых структур и подразделений. Главный приз — переходящий Кубок Первой Сборной достался команде спортивного клуба «Сибирь», победившей в финале команду УК ГУФСИН России по НСО. Специальные призы за «Лучшую технику» и за «Волю к победе» вручали ветераны первой сборной Валентин Бучнев и Владимир Попов.
В показательных выступлениях приняли участие линейные Ново-Николаевского кадетского корпуса и известные спортсмены, в том числе, основатель айкидо в Новосибирске Сергей Пронин.
«К сожалению, и денежные проблемы существуют сегодня, форма и боевое снаряжение стоят денег, но посмотрите сколько здесь ребятишек, — отмечает Олег Коляденко, — и все прекрасно экипированы, потому что их родители понимают, что так надо. В этих ребятах воспитываются воля и боевой дух, а русский дух — это всегда был боевой дух».
«Я тоже начинал когда-то заниматься обычным мальчишкой с болячками, с тонзиллитом, у меня всё плохо получалось: сам длинный, рычаги большие, неказистый, — вспоминает президент федерации восточных боевых единоборств, обладатель 6 дана, Константин Лысков, - Более талантливые ребята занимаются хорошо, у них все получается, а они потом бросают. А мне все давалось с трудом, может быть поэтому я до сих пор здесь. Главное — это здоровая упертость, целеустремленность, собранность. Путь воина — это когда человек отказывается от своего эгоизма ради идей, ради Родины, воин готов пожертвовать своей жизнью ради близких, „за други своя и за родную землю“ — это общий путь для всех воинов независимо от национальности. Мой дедушка работал в контрразведке и после войны занимался в Манчжурии японскими шпионами, там он столкнулся с единоборствами и этой философией, он много мне рассказывал об этом в детстве. У меня даже хранится фото 1946 года, на котором он в японском кимоно. И, когда я подрос, выбрал для себя восточные единоборства. Сейчас по сравнению с 1990-ми годами, когда все открылось и много народу хлынуло заниматься, стало немножко поспокойнее. Дети на фоне черепашек-ниндзя или кунг-фу-панды воспринимают обучение больше как игру, но может быть, это и хорошо: играя, мы познаем мир. Где-то возможно не хватает осознания, но, на мой взгляд, в России с этим лучше, чем в странах Европы и той же Японии. Наш сенсей приезжает каждый год и периодически жалуется, что в Японии меньше занимаются, преобладают игровые виды спорта. Он говорит: „Когда ваши ребята выходят на татами, я ощущаю старинный дух боевого искусства, когда человек готов в бою сложить жизнь, победить любой ценой“. Этим наши дети и взрослые в массе отличаются от других, хотя отличные бойцы есть везде».
Подготовил Кирилл Канин