«Известный физик-ядерщик Лаврентий Павлович Берия»: как Академгородок дождался Путина

© kremlin.ru. Владимир Путин и Павел Логачёв (справа налево)
«Известный физик-ядерщик Лаврентий Павлович Берия»: как Академгородок дождался Путина
09 Фев 2018, 06:49

Президент России Владимир Путин посетил новосибирский Академгородок. Он встретился с учёными в Институте ядерной физики СО РАН, наградил молодых исследователей и провёл выездное заседание президентского совета по науке в Доме Учёных. Путин заявил, что у него нет смартфона, пообещал построить в Новосибирске синхротрон за 40 миллиардов рублей (о чём потом, возможно, пожалел) и напомнил сибирским ученым о методах своего предшественника на посту руководителя органов госбезопасности Лаврентия Берии.

«Лучше не подходить к окнам»

Через полтора часа ожидания, наконец, приносят пирожки с рыбой и сладкие слойки с творогом. До этого на столах в пресс-центре, где журналисты кремлёвского пула сидят вместе с региональными коллегами, стояла выпечка с мясной начинкой, яблоками, чай и кофе. Чуть позже принесли горячие бутерброды с палтусом. В пресс-центр на втором этаже Дома Учёных СО РАН заходит депутат Госдумы, а в прошлом главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, здоровается с некоторыми журналистами и идет смотреть на пирожки.

на Морском проспекте повесили растяжку «Академгородок — территория науки!»

На телеэкранах, где должны показывать трансляцию сегодняшних мероприятий с участием президента, цветные полосы с надписью «Siberia». Из динамиков периодически раздаются голоса звукооператоров. «121, 122, 123, 124, 125, нормально? Низкий уровень? Да вроде мужики сказали нормально», — сообщают они. Иногда на экране появляются люди в костюмах и беззвучно между собой переговариваются, туда же заходят музыканты президентского оркестра в кремово-белых мундирах. Наконец, за президентскую трибуну поднимается мужчина, поразительно похожий на изможденного работой президента, и несколько минут неподвижно стоит, пока оператор выстраивает кадр. Журналисты начинают смеяться и дружно фотографируют мужчину, потому что кроме как есть пирожки и пить чай больше заняться нечем. Большая часть сотрудников СМИ не знает, когда приедет Путин.

К его приезду новосибирский Академгородок начал готовиться заранее. Коммунальщики на протяжении нескольких дней до серого асфальта драили дороги, по которым предположительно должен был проехать президентский кортеж, футбольное поле за ДК «Юность» разметили под вертолетную площадку, а на Морском проспекте повесили растяжку «Академгородок — территория науки!».

Студенты НГУ пожаловались Тайге.инфо, что в день визита в университете плохо работал мобильный интернет. Wi-fi тоже отключили до следующего утра «в связи с техническими работами».

В Институте ядерной физики — как выяснилось, первой остановке президента в Академгородке — для всех (кроме дежурных на особо важных установках) объявили выходной. Крыльцо предусмотрительно отогрели строительным феном.

«Жалко, что к нам в Технопарк Путин не заедет, — говорила женщина, едущая в маршрутке №7 вечером 7 февраля. — А то бы тоже выходной объявили, как в тот раз».

Также житель дома через дорогу от ДУ СО РАН рассказал Тайге.инфо, что к ним приходила участковая и предупреждала, что в день визита Путина лучше не подходить окнам. «Жестко долбились во все двери, сказали, чтобы мы не подходили и не выглядывали восьмого числа в окна, так как в Дом Ученых должна приехать „важная секретная личность“. А в конце женщина, с которой я говорил, спросила: „А что это у вас тут за дверь такая странная в подъезде?“. Я сказал, что за дверью пожарная лестница находится. Последовал еще один вопрос: „А что, она всегда открыта? Почему её не закроют на замок?“  Я еще раз сказал, что это запасная пожарная лестница и закрыл дверь».

Естественно, в Дом Учёных запускали только по спискам и после прохождения рамок металлоискателей. Более того, полицейские не подпускали к зданию посторонних. «Вы мне тут не указывайте, это моя земля!» — заявляет сотруднику правоохранительных органов мужчина с седой бородой и по-молодецки перелазит через кордон.

«Вы мне тут не указывайте, это моя земля!»

Региональных журналистов пригласили в Дом Учёных к 11:30, чуть позже из гостиницы «Азимут» подтянулись их столичные коллеги из кремлевского пула. К этому времени у здания президиума СО РАН люди в штатском уже посадили в машину сотрудника лаборатории Института химии твёрдого тела СО РАН Игоря Просанова, который стоял в жилетке с надписью «Путин беда России».

Спустя примерно час ожидания, мужчина в белом пуховике, видимо, сотрудник пресс-службы президента, проходит по всему пресс-центру, выкрикивая названия телеканалов: «Russia Today! Первый! Россия! Две». Журналисты спускаются с ним на первый этаж. Мужчина в пуховике встает за рамкой металлоискателя и внимательно всматривается в лица выходящих. «Кто?», — спрашивает он корреспондента Тайги.инфо. Тот игнорирует его вопрос. «Кто?! — значительно повысив голос, повторяет мужчина и, получив ответ, говорит, — Вас нет в списках на той точке». В результате в ИЯФ едут только представители кремлевского пула. В это время операторы региональных телеканалов выстраивают камеры перед экранами, где должна начаться трансляция. «А как еще? У меня редакционное задание», — комментирует ситуацию оператор.

 «Мир покрывается синхротронами»

Начинается трансляция, на часах почти 16:00. На экране — академики и чиновники сидят за сдвинутыми в прямоугольник партами в ИЯФе, и только один стул пустует. Как удалось выяснить Тайге.инфо, Путин должен был приехать в Институт ядерной физики к двум часам дня. Журналистам кремлевского пула сотрудники пресс-службы раздали уже нарушенное расписание визита — региональным репортерам, как доходчиво пояснили корреспонденту Тайги.инфо, распечатки не полагаются. Задержался президент, видимо, из-за звонка турецкому лидеру Рейджепу Эрдогану, во время которого первые лица, судя по информации на сайте президента России, обсудили ситуацию в Сирии.

региональным репортерам, как доходчиво пояснили корреспонденту Тайги.инфо, распечатки не полагаются

Все встают, заходит Владимир Путин, садится на деревянный ученический стул, и трансляция резко прерывается. Потом появляется только звук. Президент начинает встречу, восстанавливается видеотрансляция. Официантки, приносившие пирожки, и полицейские внимательно смотрят на экраны.

Первым говорит глава СО РАН Валентин Пармон. Он просит президента помочь в постройке центра синхротронного излучения, который, по словам академика, будет полезен для многих дисциплин. Также Пармон жалуется на низкие зарплаты: «У НГУ есть особая система подготовки специалистов. Здесь работают действующие ученые. Это не укладывается в общую систему финансирования. Я как заведующий кафедрой [катализа и адсорбции ФЕН НГУ] получаю 1,5 тыс. рублей, а мои коллеги, которые ведут семинары, — тысячу в месяц». Кроме того, Пармон просит помочь с достройкой второй и третьей очереди нового корпуса НГУ, чтобы у физиков и химиков «появился дом», и завершает цитатой Михаила Ломоносова, табличка с которой стоит около ДК «Юность», где приземлился вертолёт Путина: «Российское могущество прирастать будет Сибирью!».

«Я как заведующий кафедрой получаю 1,5 тыс. рублей, а мои коллеги, которые ведут семинары, — тысячу в месяц»

 «Вы сказали про комплексное научное развитие сибирского макрорегиона, — резюмирует президент. — А потом сказали о строительстве второй очереди Академии наук». «Нет, — возражает Путину Пармон. — О второй и третьей очереди НГУ». Про зарплаты президент говорит, что надо поднимать, а по поводу синхротрона требует уточнений: «Сроки и сколько [это будет стоить]?»

Следующим выступает глава РАН Александр Сергеев. Он говорит, что нам нужен синхротрон «не самого высокого поколения», чтобы сделать его «коммерческим». «У нас должен быть не один синхротрон, а три синхротрона. Мир покрывается синхротронами!» — продолжает Сергеев. Всё это время Путин сосредоточенно крутит ручкой, что-то помечает, улыбается и хмурится.

нам нужен синхротрон «не самого высокого поколения», чтобы сделать его «коммерческим»

 «Вы ни на один мой вопрос не ответили», — говорит Сергееву Путин, когда тот заканчивает. Смекнув, что нужно президенту, учёные переходят к конкретике. Слово берёт директор ИЯФа Павел Логачёв: «Примерно 40 миллиардов вместе со станциями». Практически сразу же директор Института катализа Валерий Бухтияров заявляет, что его организация может помочь ИЯФу в строительстве синхротрона и сделать для него две из сорока необходимых рабочих станции, которые будут обеспечивать работу центра. Бухтияров называет свой институт «продвинутым пользователем» синхротронов и рассказывает о работе в зарубежных центрах: «Мы когда ездим, фундаментальную историю разрабатываем и нелегально немножко везем образцы для „Сибура“, для „Газпромнефти“ и снимаем их в ночное время, потому что их мы не хотим раскрывать».

«Стоимость вполне приемлемая, это все можно сделать. Делайте предложение», — в конце концов поддержал идею строительства Путин.

Дальше говорят о проблемах медицины и модернизации многопрофильных клиник. Директор Красноярского научного центра Никита Волков дарит президенту «альбомчик» о своем учреждении. Пока учёный говорит о недостаточном финансировании, а директор ИЯФа Логачёв ему кивает, Путин внимательно изучает книжку. 

Неожиданно глава СО РАН Валентин Пармон решает высказаться об «объединении трёх академий». «Сибирское отделение считает, что мы от этого только приросли», — говорит академик. Путин оставляет эту реплику без комментариев. 

Игорь Бычков, врио ректора Иркутского госуниверситета, говорит о проблемах экологии Байкала. «Мониторинг остался на уровне XIX или даже XVIII века. Раньше выезжали на лодочках — теперь на кораблях», — рассказывает учёный. Говорят о музее озероведения, выбросившихся нерпах. «То, что нерпы выбросились, это беда. Вы знаете, что киты выбрасываются, и непонятно, почему», — отвечает Путин. 

«То, что нерпы выбросились, это беда. Вы знаете, что киты выбрасываются, и непонятно, почему»

Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников сообщает о необходимости совмещать науку и производство: «В Новосибирской области такие условия уже есть. Мы готовы приступить к работе немедленно после оформления вашего поручения». 

«Давайте поработаем, спасибо», — заканчивает почти часовую встречу Путин, ничего не ответив назначенному руководителю региона.

 «Иноки российской науки» 

Через десять минут запыхавшийся президент появляется за трибуной зала в Доме Учёных на вручении президентской премии молодым учёным. Он поздравляет всех собравшихся с Днем российской науки, делает краткий экскурс в историю Академгородка и рассказывает, что полтора часа назад встречался с учениками СУНЦ НГУ. Эта встреча не транслировалась. В расписании кремлёвского пула, которое удалось получить Тайге.инфо, такого мероприятия не значилось (хотя к ней и готовились в Новосибирске).

О встрече можно судить только по стенограмме, опубликованной на сайте президента уже после того, как он уехал из Новосибирска. Путин поздравил учеников школы, они рассказали ему про школу. «Основные направления — физика, химия, да?» — спросил президент. «Физика, химия, математика, экономика — без неё никуда. Есть спецкурс истории стрелкового оружия, то есть такие узкоспециализированные. Есть политклуб», — ответил ему ученик ФМШ Михаил Ларичкин. Путин, в основном, слушал, переспрашивал и поинтересовался, участвовали ли учащиеся СУНЦ НГУ в сменах образовательного центра «Сириус». 

«Хочу всем вновь постриженным инокам российской науки сегодня пожелать удачи и дальнейших успехов»

Президентскую премию получили историк Никита Баншин из Санкт-Петербургского института истории за исследование монастырей русского Севера, Константин Кох из новосибирского Института геологии минералогии СО РАН за выращивание кристаллов для высокоточных приборов и Максим Никитин и Московского физико-технического института за создание нанороботов, способных осуществлять адресную доставку лекарств к пораженным участкам. 

«Есть еще четвертая премия, но она вручается в Москве, потому что секретная, в области оборонной промышленности», — шепчутся журналисты. 

Лауреаты благодарят своих учителей, родителей, коллег и Путина. Монастырский историк Баншин сравнивает систему наставничества в своем НИИ с «традицией передачи духовного опыта от старцев к новопостриженным инокам». «Хочу всем вновь постриженным инокам российской науки сегодня пожелать удачи и дальнейших успехов», — говорит президент. 

Биотехнолог Никитин рассказывает, что придумал свою разработку перед сном. «Вы знаете известную поговорку, у нас в народе говорят: сделал дело — гуляй смело. А наш последний лауреат, заметьте, перед сном придумал своё замечательное открытие, а потом спокойно заснул, отдыхает. Значит, психика очень сильная, устойчивая», — комментирует Путин и приглашает лауреатов на заседание совета по науке.

На вручение премии, длившееся не больше четверти часа, фотографов и операторов пустили всего на несколько минут, запретив писать звук в зале. В основном, это были представители кремлевского пула. По рассказам журналистов, кого «отсекать», выбирал лично пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.    

«Правильное молоко» 

После приветственных слов Владимира Путина на заседании президентского совета по науке слово берет президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. Сначала он рассказывает о довольно пространных вещах: повышении энергопотребления, нехватке ресурсов, формировании цифровой экономики. «У каждого в кармане есть смартфон. На обработку и распознавание одного простого речевого запроса, отправленного с персонального смартфона, затрачивается в среднем энергия достаточная, чтобы вскипятить литр воды. Вот мы, нажимая кнопку, должны об этом задуматься», — говорит учёный. Потом Ковальчук цитирует выступление Путина на Генассамблее ООН и рассказывает, что в подмосковном Протвино уже есть двадцатикилометровый синхротрон. 

Путин внимательно смотрит на Ковальчука — в Институте ядерной физики он уже пообещал учёным построить в Новосибирске синхротрон. «Вы сказали, что у всех смартфоны есть, а у меня нет смартфона. И у вас нет. Видите? А ведь у всех есть, — говорит президент. — И по поводу кипячения воды. Если она чистая, ее кипятить не надо». 

«Вы сказали, что у всех смартфоны есть, а у меня нет смартфона. И у вас нет. Видите? А ведь у всех есть»

Дальше учёные начинают рассказывать о своих проектах, активно вносить предложения. Председатель РАН Александр Сергеев хочет создать закон о международных научных организациях, чтобы они работали под «зонтиком российского законодательства», предлагает не забывать о 500 иностранных членах российской академии. Академик Ольга Донцова рассказывает Путину о «геномных ножницах», при помощи которых можно вылечить многие болезни и создать корову, дающую молоко, которое смогут пить люди с непереносимостью лактозы. «Реактивы — это серьезная проблема. Это та проблема, которая, в частности, вынуждает молодых людей предпочитать работать за границей, а не у нас», — завершает Донцова.

«Понимаю, — кивает президент. — В рамках программы мы порешаем и проблему реактивов. Хорошо? Но в целом надо подумать над такой программой, я согласен. Главное, чтобы мыши не превращались в крыс в этой лаборатории, а превращались в корову, которая дает правильное молоко». 

«Но начать-то надо все равно с мышей, а уже потом коровы», — возражает академик. 

«Главное, чтобы мыши не превращались в крыс в этой лаборатории, а превращались в корову, которая дает правильное молоко»

О бюрократизации науки говорит экс-глава РАН Владимир Фортов. Он держит в руках два листка: на одном бланк для номинирования на Нобелевскую премию, на другом — проект водородной бомбы академика Сахарова с резолюцией «Совершенно секретно». «Я хочу эти две бумаги передать вам, Владимир Владимирович, чтобы у нас было представление о том, какая у нас сегодня сложная система. Она неповоротлива, она неконкурентоспособна, безусловно», — завершает Фортов. 

Директор Никитского ботанического сада в Крыму Юрий Плутагарь рассказывает, как наука республики переживает «настоящий порыв» после «возвращения в родную гавань», «несмотря на западные санкции». Путин просто благодарит его.

После этого выступления региональные журналисты начинают понемногу покидать пресс-центр. Камера перестала показывать таблички с именами и идентифицировать спикера стало невозможно — схему рассадки пресс-служба президента выдала только журналистам кремлёвского пула, часть из которых, как и их самые стойкие местные коллеги, тоже постепенно начала дремать. 

Но трансляция по-прежнему идёт. Вот некий мужчина в клетчатом пиджаке называет Путина «господин президент» (все остальные обращались к нему не иначе как «Владимир Владимирович», нередко добавляя «глубокоуважаемый») и говорит о важности привлечения мегагрантов и зарубежных учёных в Россию, а также о русской научной диаспоре за границей, «возвращенцах и переселенцах». 

Предлагают создать должность научного советника при министре иностранных дел, говорят о важности идеологии, гуманитарных ценностей. Путин только модерирует дискуссию, практически не комментируя высказывания учёных. 

К журналистке федерального телеканала подходит ее региональная коллега из того же СМИ и что-то спрашивает про текст для закадрового голоса. «Не до тебя сейчас», — резко обрывает ее первая. 

Наконец, выступает сегодняшний лауреат президентской премии Максим Никитин. Молодой ученый говорит о том, что российские институты забирают больший, чем западные, процент денег от патентов и публикаций. Поддерживает свою старшую коллегу Ольгу Донцову, отмечая, что нужно создать возможность для ученых быстро получать реагенты. 

«Я сейчас не буду говорить в этой аудитории про патриотизм, хотя это никогда не лишнее»

Владимир Путин во всем соглашается, но говорит, что полностью от таможни реактивы освободить невозможно, хотя работающий механизм создать нужно. «По поводу процентов» президент тоже поддерживает Никитина. «Нечего там забирать у исследователей, если ничего еще не создано. Это аргументы прошлого, социализированное сознание. Владимир Евгеньевич [Фортов] приводил пример, как все легко решалось, но нам невозможно вернуть прежнюю систему, — говорит Путин, держа в руках бумаги, переданные ему экс-главой РАН. — Сверху что написано? Совершенно секретно. А за этим стоял известный физик-ядерщик и организатор этой работы Лаврентий Павлович Берия. Попробуй не сделай! Прежние методы нам сюда не перенести». 

Учёные смеются. Путин долго говорит о важности развития науки. «Я сейчас не буду говорить в этой аудитории про патриотизм, хотя это никогда не лишнее», — отмечает президент. Он заканчивает свою речь, нажимает кнопку на микрофоне, все встают. Полуторачасовое заседание совета заканчивается.

Из Дома Учёных президентский кортеж уезжает в 19:30. Примерно через час борт №1 уже вылетел из аэропорта Толмачёво. 

Текст: Пётр Маняхин

Фото: kremlin.ru, Стас Соколов (2)





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2025
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года