«Я на крылечке с ним вот сейчас обнялась»: Грудинин в Новосибирске
Кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин встретился с избирателями в Новосибирске. Как удалось избежать давки, что сказал первый губернатор региона, почему Навальный — нормальный парень, читайте в репортаже Тайги.инфо.
Встреча с Грудининым прошла в муниципальном кинотеатре «Маяковский» в самом центре Новосибирска. Здание старое, потолок в главном зале откровенно желтый и с подтеками.
Первое впечатление, как будто пришел в поликлинику на Обьгэсе утром в понедельник: очередь начинается от гардероба. За корреспондентом Тайги.инфо занял депутат заксобрания от КПРФ Евгений Смышляев, но стоявшие рядом организаторы узнали в нем, собственно, Смышляева и показали, где можно оставить одежду, минуя толпы пенсионеров. Протиснуться в главный зал дальше дверей не удалось — были заняты не только все места и проходы, но даже и оба дверных проема.
«Маяковский» вмещает около 2 тыс. человек. На встречу пришло, по оценкам Тайги. инфо, около 2,5−3 тыс. Трансляция велась и в холле кинотеатра.
Грудинин опаздывал уже на полчаса, а на экране показывали фильм о его совхозе. Стоявшие в проходах бабушки шикали на тех, кто посмел заговорить, думая, что кандидат уже выступает. В зал напрямую даже не смогла попасть депутат Госдумы Вера Ганзя, ее просто не пустила толпа (в итоге она окольными тропами прорвалась в президиум встречи). Некоторые зрители уходили из зала, не выдержав давки и духоты, но таких было немного.
«Да он уже приехал, я на крылечке с ним вот сейчас обнялась, а с Локтем поздоровалась», — поделилась счастливая бабушка.
«Я же говорю — на улице надо было, и тепло вон как», — хмуро отозвалась другая, очевидно, не испытавшая грудининских объятий.
Взрослые, но еще не старые женщины, уже срывались в крик: «Пустите, дайте пройти!» Но тут к микрофону вышел вице-спикер заксобрания Владимир Карпов, объявил, что начинаем, и таки начали. Правда, первое выступление доверили депутату Госдумы Дмитрию Новикову, и звучало оно как на очередном пленуме ЦК КПСС, КПРФ или «Единой России».
Долго это не продлилось, Карпов попросил «приготовиться» к выступлению первого губернатора Новосибирской области в современной России Ивана Индинка.
«Кого?!» — заорал один из сторонников Грудинина. Индинка, возглавлявшего мэрию в 1991—1993 годах, напомним, назначил губернатором Ельцин в 1993-м. Он сменил нелояльного администрации президента Виталия Муху. Муха, впрочем, выиграл выборы в 1995-м во втором туре при поддержке КПРФ.
«С каких … он тут вообще появился!» — продолжил зритель.
«Да ладно тебе, веселый дядька», — ответили ему. «Ага, веселый, веселили в 90-х», — парировал мужчина, но после первых слов Индинка вроде бы смирился.
Индинок рассказал об одном из наиболее непопулярных людей в окружении Путина — бывшем министре образования Андрее Фурсенко, который «развалил образование, а сейчас советник президента» — а также напомнил, что самовыдвиженец до сих пор не представил программу.
Индинок говорил минут 20, из зала уже раздавались выкрики «давай Грудинина», даже заверещал какой-то ребенок, которого зачем-то принесли на встречу, но ветеран не прекращал. Потом бывший мэр и губернатор все-таки отшутился байкой про свое «толстое пузо» и «обыски в холодильнике» эпохи начала 1990-х. Аплодисменты ему перешли в овацию Грудинину.
«На мой взгляд, страна стоит на краю. Вот эта революционная ситуация, о которой говорит человек, чьим именем назван совхоз, когда верхи не могли, а низы не хотели — она уже случилась. Люди не могут понять, почему в самой богатой стране мира они живут бедно. Люди не могут понять, почему в Конституции записано бесплатное образование, а приходится платить за него, почему написано о бесплатном здравоохранении, а ты постоянно ходишь с деньгами, потому что там платные услуги, — резво начал Грудинин. — <…> Деньги идут мимо бюджета на какие-то государственные корпорации, которые тратят их на себя любимых, а в этот момент люди сидят без газа. Мы только что были в Алтайском крае — там газификация меньше 15%».
На галёрке люди пытались увидеть Грудинина хоть как-то, даже через чужой смартфон. Одна девушка попросила впереди стоящего мужчину «взять покрупнее», когда он снимал речь кандидата. Тот послушался. «Вот, теперь у нас и трансляция есть», — успокоилась она. Другая девушка рядом пытался сфотографировать Грудинина на смартфон, на рабочем столе которого было изображение иконы какого-то святого.
С трибуны, тем временем, Грудинин говорил о «клановом обществе» в России, и о том, что «семейственности» не было в Советском Союзе.
«Сын крестной губернатора у нас становится губернатором после того, как тот ушел дальше, — заметил кандидат. — Если жена какого-то начальника, то, обязательно, самый лучший бизнесмен. Ни у кого не получается, а у нее получается. Одном человеку дают кредит под 1% годовых, а другим дают под 20% годовых, чтобы они развивали свой бизнес, а потом гнобят их. Людям не повышают пенсии, но одновременно заставляют их попасть в кабалу в микрофинансовых организациях».
Грудинин даже перевернул предвыборный лозунг Путина — «Главное — не сильный президент, а сильная Россия» и, апеллируя к толпе, использовал слова Алексея Навального о том, что «вот моя команда». Когда пришла пора вопросов из зала, ведущий объявил «вопросы с улицы». Первый был о том, что в Москве десятки станций строятся, а в Новосибирске нет. Ответ о сохранении доходов регионов в самих регионах был очевиден.
Перед вторым вопросом «с экрана» из зала начали возмущаться, что настоящих вопросов так и не прозвучит. Грудинин, очевидно, это почувствовал и сказал, что уже пора уже общаться со зрителями. Общение велось через записки, которые собирали в коробку. По наблюдениям Тайги. инфо, вопросы из зала были вполне реальными, а не срежиссированными как «с экрана».
Жители спрашивали, в какие регионы планирует поехать Грудинин, как он намерен «пробиться на местные каналы», будут ли наблюдатели от других сил помимо КПРФ, как относится к дебатам, что делать с Сирией. Вопросы, в какой-то степени, дублировали же озвученные им тезисы.
«Я настаиваю на дебатах. Помните, как Пётр Первый говорил, что надо отобрать у всех бумажки, чтобы дурь каждого была видна», — отметил Грудинин. И тут же начал вспоминать про «советские цены» на продукты.
Грудинин отдал должное региональной повестке. Он, например, рассказал о перепроизводстве зерна в Новосибирской области, которое стало возможно, благодаря соглашению между регионом и федерацией о компенсации части ставки по кредитам для сельхозпроизводителей: «Обещанные интервенции не проводятся, зерно гниет. В США был президент Рузвельт, который в кризис покупал зерно у фермеров и сжигал его в топках, потому что понимал, что это было правильно».
Отдельный пассаж коммунист посвятил борьбе с коррупцией. Его спросили, может ли ее возглавить Навальный. Грудинин ответил: «А чем не нравится [бывший сенатор, соперник Грудинина на праймериз «Левого фронта"] Юрий Юрьевич Болдырев?» Прежде, напомним, Грудинин в интервью Юрию Дудю отметил, что Навальный мог бы возглавить Счетную палату РФ.
При этом Грудинин заявил о намерении создать национальное бюро по борьбе с коррупцией, «которое было бы над президентом». Он отметил, что «Навальный — хороший парень», но «некоторые вещи ему дали спецслужбы». «Я ему благодарен, что, по крайней мере, он говорит правду», — добавил кандидат, отметив, что у него были разоблачения и «похлеще», чем у «Фонда борьбы с коррупцией», касавшиеся предоставления жилья судьям и чиновникам в Московской области.
Спросили Грудинина о том, могут ли его снять с выборов. Он сказал, что в России «был бы человек, а статья найдется, но если вы со мной, может, они и побоятся». Глава совхоза также сообщил, что его «трактористы боятся, что если меня изберут президентом, им станет хуже жить».
Звучали вопросы о «тихом вхождении Китая в Сибирь», «связи ЦБ РФ и Федеральной резервной системы США», «росте рейтинга президента пропорционально падению уровня жизни» и другие.
«Можно я хоть одним глазом гляну на него, чтобы сказать, что видела», — попыталась протиснуться в зал женщина. Но новосибирцы, закаленные фразами «я только спросить» в очередях в госорганы и больницы, раскусили хитрый план и тут же с подозрением спросили: «А кому рассказать?»
Возможно, впервые, Грудинина спросили о его отношении к частным военным компаниям на фоне сообщений о ЧВК «Вагнер» из Сирии. Он сказал, что «военные формирования должны быть только одни — Российской Федерации».
В конце выступления Грудинин передал слово мэру Новосибирска Анталию Локтю. Тот рассказал о 125-летии города и подарил ему знак в честь юбилея.
После краткого приветствия Локтя к сцене подбежал молодой парень с криком: «Вы на один вопрос не ответили, Павел Николаевич». У него в руках была бумажка со словами «Спрятал миллиарды». Охрана отвела его подальше от кандидата.
Фото Кирилла Канина