Юрий Зарубин: «Наши дети не должны учиться в сараях»
Утверждение программы развития социальной инфраструктуры Новосибирска стало самым дискутируемым вопросом на очередной сессии городского Совета депутатов. Количество нуждающихся в ремонте школ «не бьется» с возможностями бюджета, что вызывает массу нареканий у народных избранников. Тайга.инфо взяла подробный комментарий у заместителя председателя горсовета Юрия Зарубина и председателя комиссии по наказам избирателей Антона Тыртышного.
Сессия началась с минуты молчания по жертвам трагедии в Кемерове. В ходе работы депутаты поддержали создание комиссии, которая будет рассматривать целесообразность применения символики Новосибирска «в тех или иных случаях» и давать мэру разрешение на её использование. Совет депутатов принял решение поддержать некоммерческие организации снижением для них ставок аренды муниципальной собственности и обсудил правила размещения наружной рекламы.
Самым острым вопросом стало принятие программы развития социальной инфраструктуры Новосибирска, которую депутатам представил вице-мэр и начальник департамента строительства Алексей Кондратьев. Он пояснил, что в программу входит сто объектов, которые были согласованы с профильными департаментами, исходя из федеральных требований о приоритетном строительстве новых объектов в новых микрорайонах. Список объектов вызвал у депутатов множество замечаний. Наталья Пинус, Александр Бурмистров, Ренат Сулейманов и Сергей Бондаренко обратили внимание вице-мэра на то, что на их округах остро нуждающиеся в капитальном ремонте и реконструкции школы вовсе отсутствуют в программе в обозримой перспективе. В итоге, с большими оговорками программу утвердили.
Закономерным итогом бюджетной политики федерального центра считает сложившуюся ситуацию председатель комиссии по наказам избирателей Антон Тыртышный: «На самом деле, обычная ситуация, когда федеральный бюджет финансирует определенные областные и городские программы на условиях софинансирования и соответственно сам ставит критерии, на основании которых он будет выделять деньги. Есть областная программа по строительству новых школ и реконструкции старых, а федеральный бюджет, насколько я понимаю, выделяет деньги только на строительство новых школ. Хотя в городе довольно много старых школ, которым по 50 лет, по 80 лет, которые требуют реконструкции или капитального ремонта. Это проблема, от которой никуда не деться, но проблема, которая возникла как часть общей бюджетной политики страны. У нас все основные, наиболее собираемые, доходные источники поступают в федеральный бюджет в основном, дальше что-то там достается региональным бюджетам, и совсем чуть-чуть остаётся уже местным бюджетам. Соответственно, города практически лишены свободы маневра даже в том, чтобы самим определять, какие объекты они могут ремонтировать или реконструировать, просто потому что у них нет денег на это. Вытянуть крупные проекты на сотни миллионов рублей городской бюджет самостоятельно не в состоянии, а только при условии софинансирования из вышестоящих бюджетов. А эти бюджеты имеют другие приоритеты — строительство новых школ в быстроразвивающихся микрорайонах. И мэрия сейчас обязана принять эту программу для того, чтобы получить деньги федеральные и областные, потому что если её сейчас не принять, то не будет даже этих денег. Это, на самом деле, стратегия, которую нам федеральное правительство выстраивает на протяжении последних 10-15 лет, когда при помощи финансового рычага регионы и города ставятся в зависимое положение, чтобы они были более управляемы».
Заместитель председателя Совета депутатов Юрий Зарубин прокомментировал решение так: «Любая программа не догма, надо правильно понимать, что это живой документ, в него с учетом регламентных мнений и временных показателей можно постоянно вносить изменения, которые необходимы городу. Но, есть одно „но“, если финансирование выделяется из федерального бюджета, оно несет в себе некие целевые предназначения, которые изложены в постановлении правительства, и оно несет в себе строгие временные показатели, поскольку спланировать надо в масштабе всей страны, поэтому возникают иногда и спешки в принятии и разработке этих документов. Понятно, что не успеешь — не получишь прежде всего федерального финансирования. Ответственность за качество программы полностью лежит на исполнительной ветви власти, то есть на мэрии города. Полнота, объемы — за этим наблюдает и Совет депутатов, который в праве, в том числе, это все дополнять. Я бы считал целесообразным не смешивать понятия, которые позволяют некорректно прикрываться этой программой в ответах на те же депутатские обращения. Если речь идет о содержании и реконструкции школ — это наша святая обязанность, как бы нам тяжело не было, и какие бы мы нормативные отчисления из областного бюджета не получали. Надо искать средства и думать об этом постоянно. Но я считаю, не совсем верно объединять программу строительства новых объектов, которое, конечно, город самостоятельно не потянет, поставить себе задачу получить федеральные средства, и сюда же примешивать понятие реконструкции. Надо разделять эти понятия, чтобы четко можно было спланировать, где наши деньги, а где федеральные и областные, сколько нам нужно добавить. Это будет более четко, более понятно. Сейчас в программу включено все, с надеждой, что, может быть, федеральный центр реконструкцию школ в какой-то части финансирования возьмёт на себя. Я считаю, что это просто невозможно сделать. Задумайтесь о том, какое колоссальное количество школ в убогом, не побоюсь этого слова, состоянии. И если мы вообще ничем не будем заниматься, не будем напрягаться, то мы вообще власть, местное самоуправление или как? Всё на федеральный центр валить не совсем верно. Планировать, для памяти записать — можно. Я бы написал отдельную программу по содержанию и реконструкции: наше планирование и сколько денег надо на каждый год. А мы позволили на этот год почему-то срезать деньги на текущее содержание школ. А ведь многие вещи по тому же ремонту школ можно решить из текущего содержания. Там было всего порядка 230 млн рублей, минусовали 100, после того, как мы обратили внимание, там добавили около 20 млн рублей — это крайне мало. Уважаемые, столько школ разваливается — [этих денег] крайне мало. Мы о дорогах почему-то помним, а про школы что?
«Так же, когда о рекламе говорим, надо возвращаться к четким критериям. Зачем это нужно: на 60% денег выставляем, а 40% — какие-то эфемерные требования? Везде эта муть. А надо выходить на то, чтобы 100% было финансово: кто дал больше денег, тот пусть и ставит эту рекламу. А что такое 40%? Нужна социальная реклама, праздничное оформление города — оплачивайте их из бюджета города и ставьте. Зачем вступать в бартеры, напрягать бизнес — это 90-е годы, а потом УФАС лоты отменяет. Оплачивайте из тех денег, которые нам заплатили за аренду. Будет чище — будет меньше вопросов», — считает Юрий Зарубин.