Худрук «Первого театра» Павел Южаков: «Мы делаем спектакли на двух табуретках»

© Валентин Копалов. Павел Южаков
Худрук «Первого театра» Павел Южаков: «Мы делаем спектакли на двух табуретках»
16 Апр 2018, 07:38

Комедию Мольера о великом обманщике Тартюфе представит «Первый театр» в Новосибирске 17 апреля. Накануне премьеры режиссер Павел Южаков и новый директор Юлия Чурилова рассказали Тайге.инфо, почему в государственном театре «всегда холодно и ничего нельзя», чувствуют ли они себя обманутыми и как долго еще будут бездомными.

Тайга.инфо: Почему «Тартюф»?

Павел Южаков: Есть пьесы, и «Тартюф» в том числе, который режиссер на своем жизненном пути обязательно должен поставить. Это первое. А второе: уровень вранья, которое накопилось в мире, требует понимания. По крайней мере, для себя уже нужно разобраться, почему все так, почему люди говорят одно, делают другое, а хотят вообще третьего.

Ну и тема обманутого человека мне очень близка. Если ты себя чувствуешь обманутым, в некотором роде ты терпила, и чтобы из себя это выгнать, чтобы был терапевтический эффект и для меня, и для зрителя, выбрана такая история. Для меня в этой пьесе главный персонаж не Тартюф, а Оргон, потому что именно с ним происходят главные события, именно он — человек, разочаровавшийся в системе, который очень долго стремился к власти и деньгам, многого достиг. Но у него произошел слом, и мы нередко видим и в жизни крупных чиновников или бизнесменов, которых подламывает. В такие сложные моменты человеку нужно во что-то верить, иначе он же просто умрет, и этим очень часто пользуются люди, которые систему как раз очень хорошо понимают и еще не разочаровались.

«Если ты себя чувствуешь обманутым, в некотором роде ты терпила»

Тайга.инфо: Насколько молодым актерам «Первого театра» удается воплощать эту ситуацию разочарования, которой они, может быть, еще не тронуты?

Павел Южаков: По возрасту пьеса ложится на труппу очень хорошо. Добрая половина персонажей молодые, всего пара героев — с опытом. Собственно, Оргона играет Петр Владимиров, переживший и огонь, и воду, и медные трубы. 

Тайга.инфо: Наверняка не обстановку 400-летней давности вы играете?

— Конечно, хотя события, которые происходили тогда и происходят сейчас, идентичны. И мы хотим, чтобы это был спектакль о современных людях, иначе зачем это все.

Тайга.инфо: Премьера «Тартюфа» состоится в лофте «Подземка», и это место выбрано, насколько мы понимаем, не от поиска новых театральных пространств (хотя и от этого тоже), а из-за отсутствия у театра площадки.

— Именно так. Но все нам дается зачем-то, вероятно, наша бездомность тоже нужна нам для больших свершений. Тем не менее, мы единственный театр в Новосибирске, который живет без своей площадки десять лет. Ставим рекорды! Мы организовались в 2008 году, в 2009 году мы стали государственным театром, с того времени начались наши скитания. Однажды у нас была площадка в ДК им. Дзержинского, когда МВД передавало свои непрофильные учреждения области. Мы думали, что так с ДК Дзержинского и будет, пришли туда и за полгода наработали репертуар и публику, все шло очень хорошо, но потом нас оттуда выгнали. В итоге и театра там нет, и здание в аварийном состоянии.

Потом нас «вселили» на большую сцену ДК «Строитель». Представляете, как с нашим микроскопическим бюджетом, ее осваивать? Это было тяжело, но мы осваивали, как могли, пока эту сцену не решили отдать «Сибирскому хору». Я очень этому рад, потому что большая сцена для маленького театра — это гибель в известной степени. Но уже лет пять назад мы начали ремонт вот этого небольшого помещения в «Строителе» (сейчас КТЦ «Евразия»), и пока в стране было постабильнее, деньги шли, мы потихоньку строились. Их было в это помещение вложено немало, ремонт мы почти закончили, но года два-три как все застопорилось. И мы снова без дома, мы не можем пустить сюда зрителей и не можем в этом пространстве выйти на ту производительность, на которую хотим.

«Нам обещают, что в сентябре наша площадка в „Евразии“ откроется. Мы верим, но иллюзий не питаем»

А сюда же душа вложена, здесь каждая деталька продумана, мы тут полтора года репетируем уже, а потом спектакли за день переносим на другую площадку. Это сложно, но иного выхода нет. С другой стороны, когда «Первый театр» только начинался, мы репетировали в коридоре Дома актера и по разным углам…

Нам обещают, что в сентябре наша площадка в «Евразии» все-таки откроется. Мы верим в этом, по крайней мере, нам очень хочется верить, потому что обещаний министерства культуры Новосибирской области было уже много. Но в то же время иллюзий не питаем.

Тайга.инфо: В художественном смысле это действительно вам для чего-то нужно?

Павел Южаков: Все разные. Кому-то важно построить дом. Нет, можно ездить по стране, даже по Новосибирску, ставить много на разных сценах, и я так и делаю, да я и не хочу построить театр Карабаса Барабаса. Просто мне хочется, чтобы сохранялась связь молодых актеров, только что выпустившихся из театрального института, чтобы им было, куда прийти, чтобы расти. Мне важно, чтобы молодые режиссеры приходили к нам — в такое место, где им интересно.

Тайга.инфо: Концепция театра такова, что это место для старта?

Павел Южаков: В отсутствии площадки молодые ребята приходят, работают года три, а потом идут дальше — хочется некоторой стабильности. А скакать с места на места сложно. Условия труда все-таки имеют значение. Посади чиновника в канализацию и заставь его решать вопросы социальной сферы… Хотя, может в таком случае они будут решаться быстрее.

Нам важно открыться, наконец, не потому что комфорт, а потому что, когда есть дом, можно сделать гораздо больше. Сейчас ресурс нашего театра используется далеко не на 100%.

«За десять лет театр не провалился, мы выполняем те же требования, что и театры, у которых есть помещение»

Десять лет назад, когда минкультуры учредило «Первый театр» — это была своего рода помощь стартапу. Но это было десять лет назад, за это время театр не провалился, мы выполняем госзадание и те же требования, что и театры, у которых есть свое помещение.

Юлия Чурилова: Первое время от работы в «Первом театре» было ощущение, которое укладывается в слова «всегда холодно, ничего нельзя». Здесь правда был дубак. Почему? На этот вопрос, как и на многие другие, нет ответов. Люди, ответственные за температуру, были спрошены. Приходили, батареи посмотрели, температуру замерили и сказали: «У вас тепло».

Павел Южаков: А вы спрашиваете, почему «Тартюф». Да вот поэтому. Ты говоришь: «Холодно». А тебе отвечают: «Нет-нет, нормально, тепло».

Юлия Чурилова: В государственном театре нужно разговаривать не с худруком, а с бухгалтером, чтобы понимать, что происходит. Южаков во многие процессы вникает и, например, про проект (строительный, оснащения), в разработке которого он участвовал, понимает гораздо больше, чем я. Мне дали план хозяйственно-финансовой деятельности, который таким казенным языком написан, языком цифр и кодов, что человек из бизнеса, который умеет считать, думаю, этот документ прочитать не сможет. Я пытаюсь посмотреть на театр как на бизнес-модель: здесь ты тратишь, здесь зарабатываешь, а тут субсидия. Попросила у бухгалтера отчет, пока пытаюсь собрать общую картину.

Тайга.инфо: Зачем вообще независимому продюсеру Юлии Чуриловой понадобилось стать директором театра да еще и без собственной площадки

Юлия Чурилова: Так или иначе, если ты занимаешь искусством, способов что-то сделать без сотрудничества с государством немного, а театр практически им монополизирован. И я подумала, что с «Первым театром» можно сделать то, что я хочу. А хочу я актуальный и современный театр.

Тайга.инфо: И какие основные препятствия есть?

Юлия Чурилова: У меня в жизни почти не было опыта работы с людьми, которые просто ходят на работу. Когда ты работаешь в проекте, ты приглашаешь туда конкретных людей, они могут быть очень мотивированы вообще без денег, или с деньгами, не важно, но все понимают свою зону ответственности, свой вклад в общий результат. А государственный театр состоит из большого количества служб, при этом ты можешь в любой момент услышать: «Это не входит в мои должностные обязанности». Пока налаживаем отношения со всеми.

«Театр растет и не может заниматься только партизанской историей»

Кроме того, без своей площадки наша работа похожа на бесконечную игру в пятнашки, где бы нам сыграть спектакли. Сейчас мне нужно планировать 2019 год, а я вообще не понимаю, что будет с площадкой в «Евразии». Обещано в сентябре, но пока двигается все очень медленно. Хороший театр на два года вперед планирует постановки, а мне сложно сделать это и на полугодие, при этом госзадание никто не отменял. Театр без площадки возможен, но это предполагает другие постановочные решения и другую художественную стратегию. Возможно, такая модель была бы интересна в Новосибирске, но «Первый театр» другой.

Павел Южаков: Мы и на двух табуретках делали проекты. Другое дело, что театр растет и, на мой взгляд, не может заниматься только уличной и партизанской историей. По крайней мере, я бы этого не хотел.

Беседовала Маргарита Логинова
Фото с репетиций «Тартюфа» предоставлено «Первым театром»





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года