Новосибирские депутаты поспорили с министром о политизации контроля над госсобственностью
Новосибирские депутаты одобрили законопроект об усилении контроля за госсобственностью. Они смогут контролировать крупные сделки, участвовать в решениях по выплате дивидендов, а также согласовывать концессии. Глава областного минюста назвала документ политизированным и объявила, что его будет сложно применить на практике.
Бюджетный комитет рассмотрел законопроект о распоряжении госсобственностью 18 апреля. Прежняя редакция документа почти не менялась с 2001 года.
«Произошли существенные изменения в федеральном законодательстве. Также на необходимость совершенствования системы взаимодействия органов власти в сфере управления госсобственностью неоднократно указывала контрольно-счетная палата, — рассказала зампред комитета Ирина Диденко. — <…> В частности, существующий механизм управления акциями акционерных обществ, созданных не в процессе приватизации, по-прежнему не позволяет областным органам госвласти влиять на эффективность их деятельности. Допускаются значительные нарушения передачи имущества в аренду, в безвозмездное пользование, согласования крупных сделок».
139964
«Законопроект нужен, он актуален. Были изучены практики подобных законов в территориях нашей страны, — отметил глава комитета Александр Морозов. — <…> Мы дискутировали на рабочих группах, как бы нам чего лишнего в контроле не присвоить. В Томской области даже арендные отношения ведутся через принятия решений сессии думы. Такие моменты, даже как размещение избирательных комиссий на объектах областной собственности идет через решение сессии <…> Мне кажется, что это очень верное направление». Законопроект пока не опубликован. Его конкретные положения не обсуждались на комитете, речь, в основном, шла об общей концепции. Как рассказал Тайге.инфо один из авторов документа, предполагается составить общий реестр областной собственности, по которому депутатам будет предоставляться ежегодный отчет. Также определено, что с депутатами должны согласовывать особо крупные сделки, передачу имущества в залог и доверительное управление, решения об изменении уставных документов акционерных обществ, а также о выплате дивидендов.
Кроме того, законопроект предполагает, что отвечать за конкретные госкомпании будет именно то министерство или департамент регионального правительства, которое составляет для них задания. Сейчас вся ответственность лежит на департаменте имущества и земельных отношений, который, зачастую, не имеет полномочий контроля, а становится крайним.
138760
От регионального правительства решилась выступить только врио министра юстиции Наталья Омелёхина. Она входила в рабочую группу по подготовке документа.
Омелёхина считает, что региональный закон о госсобственности можно будет просто игнорировать, если он будет противоречить «акту высшей юридической силы». Областные власти должны «четко понимать пределы правового регулирования», а отношения собственности регулирует Гражданский кодекс РФ. «Я буду применять только формальный юридический подход. Безусловно, закон 2001 года достаточно древний. Но, уважаемые депутаты, почти 15 лет этот закон не интересовал никого. Более того, меня сегодня как юриста даже смущает политический окрас, который мы придаем регулированию отношений собственности на уровне субъекта федерации. 15 лет ни в богатые, ни в кризисные времена этот закон не был востребован», — отметила врио министра.
«Ситуация во всех регионах, практически, одинаковая — никому не мешают распоряжаться государственной и муниципальной собственностью. Как юриста-практика меня смущает глубокая политизация тех полномочий по регулированию, которых у нас достаточно мало», — отметила Омелёхина.
138648
Чиновник заявила, что закон будет «мало читаем юристами-практиками»: «Когда мы писали концессионные соглашения, работали три бригады юристов. И ни у одного из 30 человек не возник вопрос, а что написано в законе о собственности Новосибирской области, потому что региональное законодательство не регулирует эти отношения».
«Всё это нас и сподвигло к созданию такого закона, чтобы мы не были в стороне от этих процессов и не удивлялись, когда нам приносили законопроекты и просили решения выделить средства, — напомнил Панфёров. — А по итогу получалось — минус 43 млрд рублей, получалось, что на месте лабораторного корпуса технопарка строятся дома, и нам нечего было сказать избирателям, когда спрашивали, почему так неэффективно используются бюджетные деньги. Когда этот вопрос был поставлен при отчете врио губернатора на сессии, Андрей Травников согласился с тем, что необходим закон в этой части». Выступление Омелёхиной, как показалось, еще больше сплотило депутатов. Первый вице-спикер Андрей Панфёров напомнил о скандальных концессионных соглашениях по строительству четвертого моста и мусоросортировочных заводов, о нарушениях, которые нашла КСП в работе Академпарка и Биотехнопарка.
Омелёхина напомнила, что все документы, в том числе по концессионным проектам, были опубликованы в интернете: «Никто не заходит, никто не смотрит, где наша активная гражданская позиция?»
«Всяким, кто пытается обвинить заксобрание или его отдельные части в политизации, у меня всегда есть весомый аргумент. Самый главный документ — областной бюджет — за многие годы его совместно с правительством области отрабатывался до такого уровне приемлемости, что принимался почти единогласно. Мы настроены совершенно конструктивно», — аргументировал зампред парламента Владимир Карпов.
Депутаты вместе с членами правительства хотят подготовить поправки ко втором чтению, в том числе с учетом опыта других регионов.
138901
«С 2001 года мы просто были свидетелями как от некого монолита госсобственности Новосибирской области отваливались целые куски, — напомнил Александр Морозов. — Некоторые с грохотом, другие бесшумно, не принося казне никаких ресурсов. Я очень хорошо помню, когда за бесценок область потеряла контрольные пакеты у 44 элеваторов и хлебоприемных предприятий. Рубля казна не получила за это! И никто тогда не встал на защиту, может это связано и с тем, что сегодня происходит — мы не можем отреагировать на то, что происходит на зерновом рынке, валится сельское хозяйство. Мы создавали закон об АПК, а нам юристы говорили: „зачем вы все в кучу собираете, зачем так детализируете до каждого трактора, до каждой сеялки и семенных материалов“. Однако же все было ясно, когда начали администрировать закон: купил то — получил столько то, взял это — получил столько от Новосибирской области. А потом началась ползучая контрреволюция, кончилось это тем, что мы два месяца назад приняли закон о дополнительной поддержке АПК в 500 млн рублей, а они до сих пор неотдаминистрированы. Это что мешает, какое законодательство!?»
Морозов отметил, что Омелёхина «сама политизировала» заседание комитета. «Совершенно не понимаю, зачем это сделано было», — добавил он.
Члены комитета единогласно поддержали законопроект и рекомендовали принять его на сессии в первом чтении. Если парламент одобрит документ, поправки будут приниматься до 17 мая.
Ярослав Власов