Ректор НГУ Михаил Федорук: «Многие ученые просто не могут до нас добраться»
Новосибирский государственный университет востребован у абитуриентов и выпускает популярные онлайн-курсы, но зарубежные ученые с мировым именем пока ехать в Сибирь не спешат. Ректор НГУ Михаил Федорук рассказал Тайге.инфо, какие позиции в международных рейтингах занимает вуз, что получает за счет грантов и сколько платит сотрудникам.
Тайга.инфо: Какие позиции в международных рейтингах занимает университет сегодня?
— НГУ — один из наиболее продвинутых представителей программы повышения международной конкурентоспособности «5–100». В рейтинге QS, к примеру, мы находимся на третьем месте среди российских вузов, входим в мировой топ-250. В Шанхайском рейтинге, который мы считаем более объективным, с более жесткими критериями, НГУ входит в топ-500. В мировой топ-500 Шанхайского рейтинга попали только три российских университета — МГУ, СПбГУ и НГУ.
Наконец, есть рейтинг Times HigherEducation, он, на мой взгляд, не очень объективен — ненормальна ситуация, когда позиции университетов прыгают от года к году на плюс-минус 200 позиций. Такие флуктуации ненормальны, что-то там с методологией неправильно. В THE мы входим в шестерку или семерку среди российских вузов.
Сейчас наше основное достижение — это третье место среди российских университутов в QS. Возможно, в этом году поборемся за второе место с СПбГУ.
Тайга.инфо: А что с предметными рейтингами?
— Предметный рейтинг QS вышел недавно, мы там в десяти предметах. Если брать по направлениям, мы в направлении естественных наук, например, входим в топ-100. Только два российских университета входят в топ-100 — МГУ и НГУ. По инжинирингу у нас второе место после МГУ, мы входим в топ-200. В целом, по предметам университет довольно успешно пока выступает.
Тайга.инфо: Как вы оцениваете идею министра образования сократить число участников программы «5–100» и сконцентрировать все бюджеты на пяти-шести университетах?
— Я знаю, что есть разные мнения среди ректоров, но моя точка зрения такая: если уж эти университеты пустили в программу, то сейчас их не стоит выводить, поскольку это может навредить репутации вуза. Мне кажется, надо было сразу ограничивать десяткой университетов, которые реально могут в предметных рейтингах, в глобальных, продвинуться, составить конкуренцию.
С самого начала было ясно, что максимум десять вузов способны побороться за места среди лидирующих университетов мира. Но программа «5–100» не только про рейтинги, а вообще про развитие высшего образования. Поэтому я думаю, что участие 21 университетов — это хорошо как для них, так и для системы высшего образования в стране
Тайга.инфо: Сотрудников научных институтов перевели на полставки, чтобы формально выполнить «майские указы» и увеличить среднюю зарплату. Затронула ли эта ситуация университеты?
— Естественно, у университета есть деньги на выполнение указов президента. При этом вы прекрасно знаете специфику НГУ: большинство наших преподавателей — совместители, которые работают и в университете, и в институтах СО РАН. 2077 преподавателей из 2570 — это совместители, которые работают на какие-то доли ставки. В январе—феврале зарплата в НГУ в среднем на одну ставку была 65–66 тысяч рублей. Но надо иметь в виду, что далеко не все работают на полную ставку. Так было всегда, эту специфику НГУ нужно учитывать. С другой стороны, если не будет этой специфики, то не будет университета, потому что мы очень тесно интегрированы с институтами, и это наше конкурентное преимущество. От него мы отказываться точно не собираемся.
Тайга.инфо: Расскажите про ситуацию с мегагрантами, там есть успехи?
— Дела обстоят неплохо, за все шесть волн университет получил 12 мегагрантов. Это такой же показатель как и у МГУ. В последние две волны мы каждый раз выигрывали по два мегагранта. В предыдущую волну — физика и геология, а сейчас два гранта — это молекулярная биология и математика.
Тайга.инфо: А гранты Российского научного фонда получаете?
— Да, мы получаем гранты РНФ, получено с 2014 года 35 проектов, два из которых пролонгированы. В числе поддержанных — восемь проектов в рамках Президентской программы исследовательских проектов. В последнюю волну мы получили четыре трехгодичных гранта с финансированием на 2018 год в размере 23 млн рублей. Мой одногруппник Сергей Константинович Турицын сначала получил мегагрант, а сейчас получил большой грант РНФ в рамках конкурса «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, таких грантов пересчитать по пальцам. Моя группа тоже участвует, поскольку это по моей научной специальности, поэтому я тут не только как ректор работаю, но и как профессор, руководитель научной группы.
Тайга.инфо: Когда мы с вами общались несколько лет назад, то много говорили про переход к образованию на английском языке. Как с этим обстоят дела?
— С этим дело обстоит более или менее нормально. Если говорить о числе иностранных студентов, то у нас их 20%, 1400 иностранцев на 7000 студентов. Понятно, что у нас довольно много среди них китайских студентов, которые учатся по русскоязычным программам. Тем не менее, на ряде факультетов развивается англоязычная программа — в частности, на медицинском факультете. Это очень хорошее направление и довольно много студентов там учится.
Тайга.инфо: Среди преподавателей есть носители английского языка?
— Да, есть, но их не так много. Сейчас, по-моему, 4–5% преподавателей — это носители языка. Это, к сожалению, не очень хороший показатель.
Тайга.инфо: Почему? Не хотят ехать в Сибирь?
— Активно работающие ученые, а нам нужны такие люди, которые не только являются преподавателями, но и занимаются наукой, все заняты. По существующим образовательным программам нужно, чтобы он семестр у нас отработал, а на такой срок вырваться сложно. Образовательные программы будем приводить к модульному формату, когда предмет можно изучить в интенсивном режиме за несколько недель. Свою роли играет и отдаленность: скажем, из Западной Европы в Новосибирск лететь семь часов. Так что многие хорошие ученые, которых мы хотели бы видеть в НГУ и которым самим было бы интересно с нам поработать, просто не могут до нас добраться.
Беседовал Илья Кабанов