Ученые объяснили поведение животных-мигрантов. Это поможет решать экологические проблемы
Исследователи из Санкт-Петербургского университета и Зоологического института Российской академии наук выяснили, какие генетические и физиологические особенности позволили божьей коровке, байкальскому бокоплаву и древесной улитке расселиться по территории страны.
Эта работа позволит решить экологические проблемы, возникающие из-за вмешательства человека в естественное расселение животных, сообщает пресс-служба СПбГУ.
Ученые изучили, как изменяется генетический аппарат инвазивных видов — животных, которые попали на новые территории и вытеснили коренных обитателей. Первый объект исследования — божью коровку Harmonia axyridis — на европейскую территорию России завезли с Дальнего Востока для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Однако эта божья коровка, ядовитая для многих видов птиц, стала проникать в естественные биоценозы.
140149
В результате «захватчики» вытеснили местных афидофагов (животных, питающихся тлей). Чтобы понять, как инвазивному виду удалось адаптироваться в новых условиях, ученые сравнили его с коренным видом божьих коровок и изучили репродуктивную диапаузу — механизм, регулирующий численность вида.
«По сути, это сезонное явление, во время которого при сокращении светового дня божьи коровки перестают размножаться. Мы обнаружили, что у автохтонных (коренных) видов этот механизм работает достаточно хорошо, а виды-вселенцы слабее реагируют на освещение», — поясняет профессор СПбГУ Сергей Инге-Вечтомов. — Такая особенность позволяет видам-вселенцам размножаться быстрее, чем божьим коровкам-«аборигенам».
Переселение еще одно вида — бокоплава Gmelinoides fasciatus — произошло при участии человека в конце 1960-х годов. Обитающий на Байкале рак был помещен в акваторию Ладожского озера для увеличения объема корма озерных рыб. Ученые сравнили генетический аппарат коренных видов и байкальских бокоплавов и выяснили, что частота их хромосомных повреждений почти не отличается. Возможны варианты, по которым развивались события: либо новые условия оказались для переселенных видов вполне благоприятными, либо бокоплавы быстро освоились на новом месте, и их генетические различия нивелировались.
Третий исследуемый объект — древесную улитку Arianta arbustorum — никто специально не переселял, но за последние 30 лет этот вид, который в основном обитает в Альпах, распространился на территории Северной Европы и был замечен даже в Ленинградской области.
Как выяснилось, североевропейские улитки почти не отличаются по последовательностям некоторых характерных генов. Скорее всего, это объясняется тем, что произошло расселение одной небольшой популяции.
При этом гаплотип, наблюдаемый на севере, в центральной части имеется в небольшом количестве. Вероятно, расселение улиток происходило не так стремительно, как считалось ранее.
139667 новая модель прогнозирования климата
Исследователи полагают, что в Северной Европе обитала достаточно старая популяция, которая в последнее время начала активно расселяться. Сопоставив данные об условиях, где улитки предпочитают селиться, и их реальные ареалы, ученые установили, что в период Ледникового максимума за пределами Альп существовало нескольких регионов с благоприятными условиями для вида. Кроме того, специалисты сделали прогноз о будущем расселении древесных улиток: к 2050 году будет наблюдаться смещение ареала к северу.
Вмешательство человека в естественное расселение животных приводит к экологическим проблемам. «К примеру, при строительстве олимпийских объектов в Сочи вместе с растениями для озеленения случайно завезли личинок самшитовой огневки, — рассказал ассистент кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Олег Тарасов. — Не имея в этой местности естественных врагов, бабочка за пару лет расселилась по Северному Кавказу и практически уничтожила реликтовые самшитовые леса». Новое исследование позволит найти решения таких проблем.
Результаты проекта «Комплексное исследование биологических инвазий и антропогенного влияния на экосистемы», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, опубликованы в European Journal of Entomology и других научных журналах.