Жители новосибирского села борются с мусорным полигоном: предлагаем на обкомовских дачах
Жители Лекарственного выступили против предложения новосибирского правительства разместить мусорный полигон около села. Местные власти узнали о решении из газеты и провели общее собрание.
Лекарственное — село в Тогучинском районе, находится в 57 км от центра Новосибирска. Свое название получило благодаря множеству полезных трав, которые специально выращивались для медицинских компаний. В нескольких километрах от села на бывшей дойке для скота планируют установить мусорный полигон. На этом месте осталась площадка, рядом проведены линии электропередач, которые могут быть использованы для полигона. По словам представителей местной администрации, площадь полигона будет составлять до 100 га.
Споры вокруг мусорной концессии ведутся с 2016 года. Властям необходимо решить проблему с перегрузкой мусорных полигонов, но уже второй год не удается найти место для хранения и переработки ТБО: люди, живущие неподалеку от предполагаемых свалок, недовольны. Селам Раздольное и Плотниково удалось отстоять территорию. Теперь стоит вопрос о размещении мусорного полигона рядом с Лекарственным.
Новосибирское министерство ЖКХ заключило концессионное соглашение с ООО «Экология-Новосибирск» на строительство мусоросортировочных комплексов и полигонов в Раздольном и Верх-Туле. Проект стоимостью 6,5 млрд рублей был рассчитан на 40 лет, недополученные доходы инвестора компенсирует региональный бюджет — до 2 млрд рублей в год. В сентябре стало известно, что 75% доли компании выкупила петербургская группа «ВИС», которая является также концессионером четвертого моста через Обь.
Больше всего жители переживают за состояние воды, потому что свалку планируют разместить в овраге. Визуально ее видно не будет, но под землей в ложбинах текут чистые источники, образующие искусственное озеро, которое примыкает к селу. Опасность заключается не только в загрязнении водоема, но и в том, что родники используют для центрального водоснабжения.
«Мы отжили, а ребятишки как? Прудам-то конец будет! Ни покупаться, ни рыбки поймать», — сетует местный житель Владимир Борисов.
Все село располагается вдоль асфальтированной дороги. Тут бетонные двухэтажки соседствуют с полуразвалившимися избами. Если немного свернуть с дороги в сторону заброшенной лаборатории контроля качества, можно увидеть небольшое озеро, в котором плещутся дети. В центре — администрация, школа и творческий клуб с библиотекой. Специальное собрание депутатов назначили не в администрации, а в клубе.
До начала остается 15 минут. Трое загорелых мужчин курят у забора напротив, им тоже небезразлична проблема и непонятны мотивы властей: «Наше мнение никто не спрашивает! Тот же [врио губернатора Андрей] Травников. Да приехал бы он сюда и сказал бы: „Ребят, так и так, я приехал с вами поговорить, вы согласны или не согласны?“».
По центральной дороге идет женщина с ребенком. Кричит одному из мужчин: «Дед, приходи, сессия открытая будет, штаны переодень».
Постепенно на крыльце клуба собираются люди. Женщину зовут Татьяна Орешкина, она потратила весь день 26 июня, чтобы «пробиться» в областную администрацию: «Нас не пускали нигде, [врио главы департамента имущественных и земельных отношений Роман] Шилохвостов давай от нас прятаться натуральным образом. Это был настоящий анекдот, секретарь его своей грудью массивной закрывала, потом мы его все-таки выловили, принял. А потом мы вот стоим возле лифта, а я поворачиваюсь, а тут Травников! Я говорю: „Здравствуйте, мы оттудова“, он сказал: „Я все просмотрю, все прочитаю“».
На крыльце появляется усатый мужчина в брюках и рубашке — глава Мирновского сельсовета, на территории которого располагается Лекарственное, Юрий Зайцев. Он приветствует собравшихся, и около 40 человек устремляются в актовый зал клуба. На повестке три пункта: отчет о поездке к врио губернатора, пересмотр состава инициативной группы по мусорному полигону и выступление главы села.
Сначала Татьяна Орешкина успокоила жителей тем, что Травников еще не подписал документы по размещению полигона. Но, оказывается, новосибирские власти якобы не знают о протестах и жалобах селян: «20 июня нашим председателем совета депутатов Еленой Шишкиной было направлено по электронке письмо врио губернатора и в министерство [природных ресурсов и] экологии. Врио министра экологии [Александр Дубовицкий] потом сказал, что никаких протестов от нас не было, хотя к ним поступило наше письмо. Единственное, не поступило врио губернатора. У нас есть, а у них почему-то письма нашего нету».
Инициативная группа смогла встретиться с Шилохвостовым, Травниковым и зампредом строительного комитета заксобрания Вадимом Агеенко. Орешкина вновь говорит, что Шилохвостов «прятался в администрации», но все-таки ему пришлось ее выслушать:
«Видать, стыдно стало ему или что. Выслушал и опять же сказал, что это место предложили, цитирую: „[депутат горсовета Новосибирска Наталья] Пинус и [координатор движения „Поможем реке Издревой“ Юлия] Колеватова“. Они предложили это место, ведь „Репьевские земли — идеальный вариант“. Мы им говорим, что у нас родники, то-сё. Это никого не интересует».
Наша заинтересованность — стоять на своей территории с вилами и тяпками
Вадим Агеенко, по словам Орешкиной, предложил принять официальное решение сессии и обратиться в Тогучинский райсовет.
Жители минут семь обсуждали состав группы активистов. Представительница «Единой России» предложила создать штаб, чтобы координировать действия и сразу выбрать руководителя. «Армию что ли здесь создаем», — сельчане решили, что инициативной группы будет достаточно.
Юрий Зайцев заявил, что узнал о предполагаемой свалке 9 июня из газеты: «До этого никто не звонил, не приезжал, до этого вообще никакой информации. Никакой».
Зайцев говорит, что на сегодня многое сделано, прошла районная сессия в Тогучине, на которой сельские депутаты подготовили документы для главы района. Свалка волнует не только жителей Лекарственного.
«Положу руку на сердце, у меня такое ощущение возникло, что никто [из принимающих решение о месте мусорного полигона] на этой земле не был», — заметил Зайцев. «А никто и не был!» — ответили жители.
«Спрашиваю, экологи были? Экологи сказали, что были. Как уважаемый руководитель управления [природных ресурсов Юрий] Марченко заявляет, что там слой воды залегает на глубине 20 метров. Кто там бурил? Нет геологических изысканий», — уточнил Зайцев.
«Они в Плотниково всё это проверили и решили, что Плотниково и мы — это абсолютно одинаково. Должна быть экологическая экспертиза!» — подхватил кто-то из зала.
Глава сельсовета также подметил, что вне зависимости от желания жителей полигон должен быть если не здесь, то в другом месте. Помимо разговоров о том, где нельзя, нужно еще давать рекомендации, где можно. Это вызвало бурную реакцию у всех, жители начали предлагать свои варианты: «В Новосибирске», «Карьер Борок у них под боком, пусть и засирают его», «Обкомовские дачи».
«Да это даже в экономическом плане не выгодно свалку делать за городом, за 50 км», — посчитал один из жителей. «Мы вчера так же сказали! Они говорят, это ваша заинтересованность, ткните нам пальцем. Нам вчера даже карту открыли», — ответили ему члены инициативной группы.
Жители снова подхватили: «И почему мы-то должны им пальцем тыкать, люди за это получают деньги и немалые», «Наша заинтересованность — стоять на своей территории с вилами и тяпками».
Зайцев окинул толпу усталым взглядом и сказал: «Определяйтесь, когда будет сессия. Но ситуация очень сложная, потому что мы действительно были в неведении».
«Наша цель — отстоять нашу родину, — заявил зампред реготделения Партии дела Олег Викторович, который также присутствовал на собрании. — Ужас в том, что в концессии до сих пор не дошли до ученых. Людям пытаются навязать это. Я вам очень рекомендую в документах первым пунктом ставить расторжение концессии. На эту претензию Травникову будет сложно ответить, потому что он с осени несколько раз говорил, что концессия будет расторгнута. Все понимают, что это афера чистой воды. Надо постоянно существовать сейчас, завтра уже будет поздно. У меня предложение — объединение. Просто дать отпор: мы не хотим».
Речь Викторовича произвела на людей впечатление: все одобрительно закивали и в бодром расположении духа направились к выходу. «А что по комиссии, что по сессии, что мы решили?» — опомнился кто-то. По словам Зайцева, заседание пройдет 2 июля.
Подготовили Марк Охотин и Олеся Сердцева