«Зашкаливали эмоции»: свидетели вспомнили драку футбольных фанатов, в которой погиб красноярец
Новосибирский суд допросил первых свидетелей по делу о гибели красноярца Эдуарда Самышкина. Болельщик «Енисея» умер после массовой драки с новосибирскими фанатами. Фотограф и полицейский рассказали, как проходила встреча болельщиков.
Массовая драка фанатов футбольных клубов «Сибирь» (Новосибирск) и «Енисей» (Красноярск) произошла 18 ноября 2017 года. Болельщики сошлись у средней школы №180. Очевидцы, приехавшие в Новосибирск из Красноярска, рассказывали, что против 13 «гостей» дрались 20 местных. Во время предыдущей встречи новосибирские фанаты отобрали у красноярцев их баннеры.
В драке погиб 30-летний Эдуард Самышкин. 24-летнего новосибирца Виктора Афанасьева обвинили в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть. Дело рассматривает Заельцовский районный суд, который начал допрашивать свидетелей.
Пульс не всегда прощупывался
В начале заседания адвокат Виктора Афанасьева заявила ходатайство о посмотре видеозаписи драки, которая прошла на хоккейной коробке возле средней школы: «На прошлом судебном заседании были исследованы материалы дела, включая заключение эксперта по видеозаписи. Сама видеозапись не была исследована судом».
Прокурор не согласилась, посчитав просмотр ролика «преждевременной» мерой. Судья Лазарева встала на сторону обвинения и начала допрашивать свидетелей. Первым вошел сотрудник вневедомственной охраны нацгвардии России Андрей Кремнев. Легко покачивая остроносой туфлей, мужчина в синей футболке с сумкой, перекинутой через плечо, давал показания.
141348
Вечером 18 ноября Кремнев получил сообщение о массовой драке от дежурного отдела полиции. Ближе к 21:00 он приехал на хоккейную коробку, но уже все закончилось — драки не было, как и большого скопления людей. К полицейскому вышел школьный сторож, рассказавший о драке. Правда, мужчина не стал вызывать охрану через «тревожную кнопку» — он наблюдал за потасовкой фанатов.
Кремнев и сторож прошли на хоккейную площадку: там лежал мужчина «славянской внешности» в темной олимпийке, на снегу были пятна крови. Это был Эдуард Самышкин. Трое неизвестных собрались над его телом, его голова лежала на коленях у одного из них. Среди них оказался молодой человек по фамилии Иконников. На прошлом заседании суда стало известно, что он снимал драку фанатов. Судья решила посмотреть видео только после его допроса.
Парни сказали Кремневу, что проходили мимо, услышали «какой-то шум» и подошли на коробку. Полицейский вызвал скорую: по словам мужчины, пульс пострадавшего не всегда прощупывался. Как писали после драки в фанатском паблике «White United Ultras», Самышкину якобы пробили висок и сломали шейные позвонки. Позднее экспертиза решила, что он скончался из-за черепно-мозговой травмы.
Подрался, как и все
Следующий свидетель — 20-летний фотограф-фрилансер Дмитрий Комов — участвовал в драке на стороне новосибирцев.
— Можете рассказать, в связи с чем вы туда [на хоккейную коробку] прибыли? — спросила прокурор.
—Подраться, — в лоб ответил Комов.
Судья Галина Лазарева удивленно улыбнулась, услышав честную реплику.
—Так, подождите, давайте не будем спешить. Вы что, приехали подраться туда? — оторопела прокурор.
— Ну, как и все, — невозмутимо продолжил широкоплечий фотограф в красных спортивных штанах и белых резиновых сланцах.
В тот ноябрьский вечер Комову позвонил кто-то из знакомых, сказал, что будет драка с красноярскими болельщиками, и попросил подъехать на хоккейную коробку. Для него вопрос вражды «Енисея» и «Сибири» не был принципиальным — он не причислял себя к футбольным фанатам и о причинах конфликта не знал.
140558
Свидетель встретился со своим знакомым Максимом Тиняковым. Тот заехал на машине за Комовым, и они вместе отправились на место драки. В салоне автомобиля были два друга Тинякова, которых Комов не знал. Молодые люди припарковались у ворот школы, разделись по пояс и пошли на хоккейную коробку.
На слабо освещенной площадке напротив друг друга стояли группы людей — всего около 40 человек. Примерно три ряда фанатов с каждой стороны. Новосибирцы заметно выделялись — у них был голый торс. Дмитрий Комов был в спортивных штанах, кроссовках и шингардах (кожаные щитки для голеностопа).
Как проходила драка, Комов помнит плохо: «Зашкаливали эмоции». На него и знакомого Тинякова выбежал фанат «Енисея». Дмитрий попытался ударить его ногой, но промахнулся, вскользь зацепив локтем. После того, как красноярца сбили с ног, Комов увидел справа, в двух метрах от себя, другого болельщика и начал с ним бороться, не нанося ударов.
Кто-то из новосибирцев дал команду «Всё», и тридцатисекундная потасовка закончилась. Комов побежал к выходу с коробки. У него был травмирован локоть, ему пришлось обращаться к врачам. Избитого Эдуарда Самышкина Комов не видел, а о смерти красноярца и обвиняемом Викторе Афанасьев он узнал от полиции.
Вопросы свидетелю задал и подсудимый. Долговязый парень в черной одежде уточнил время драки и как выглядели знакомые Комова. Адвокат Афанасьева еще раз выступила с ходатайством о просмотре ролика с дракой, чтобы свидетель мог показать на фанатов, вместе с которыми он дрался. Прокурор согласилась с заявлением, но с возражением выступил сам Дмитрий. Он не захотел давать показания по видеоролику без адвоката.
Судья Лазарева решила перенести заседание на 16 июля, когда Дмитрий Комов сможет прийти на суд вместе со своим защитником.
Егор Фёдоров