Суд по делу об отравлении «Боярышником» в Иркутске: Мама, зачем ты с ним пьешь?
В Иркутске начали рассматривать новое уголовное дело об отравлении концентратом для ванн «Боярышник», который жители пили вместо спиртного из-за его цены. Трое из семи обвиняемых признали вину. Тайга.инфо рассказывает, как это было.
На скамье в Ленинском районном суде Иркутска семь обвиняемых: Сулейман Рустамов, Сеймур Алиев, Анар Бабаев, Заур Абилов, Светлана Красноярова, Юлия Мелентьева и Рахман Мехдиев. Последний на слушании находился за решеткой, остальные — под подпиской о невыезде и домашним арестом. Их обвиняют по ч. 3 ст. 238 УК РФ (производство и сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, совершенные группой лиц по предварительному сговору, повлекшие по неосторожности смерть потребителей). Дело ведет судья Марина Заблоцкая.
В декабре 2016 года в Иркутске из-за отравления концентратом для ванн «Боярышник» погибли 76 человек. Смерть наступила из-за метилового спирта, который оказался в жидкости вместо этилового. В феврале 2018-го Свердловский райсуд Иркутска дал четыре годам колонии владелице одного из торговавших «Боярышником» павильонов Елене Бакотиной за гибель восьми жителей. Три года получила работавшая на нее продавец Олеся Вегера. Женщины стали виновницами смерти восьми человек. В сентябре продавец жидкости Руслан Юсибов получил 2 года 7 месяцев и штраф в 200 тыс. рублей. Обвинение также предъявлено майору полиции Денису Черемисин, который руководил одним из городских отделов участковых МВД и, по версии следствия, не организовал работу подчиненных так, чтобы предотвратить трагедию.
Прокурор зачитала обвинительное заключение. Рахман Мехдиев работал как индивидуальный предприниматель и владел павильоном «Продукты» на улице Баумана в иркутском районе Ново-Ленино. Через продавца Юлию Мелентьеву он торговал концентратом для принятия ванн. Они знали, что покупатели используют «Боярышник» не только по назначению, но и употребляют как алкоголь. «Боярышник» продавал и Заур Абилов в своем минимаркете «Саулитес» в районе улиц Лермонтова и Грибоедова. Он сбывал продукцию через свою продавщицу Светлану Красноярову.
В октябре-ноябре 2016 года таксист Сулейман Рустамов периодически приобретал у знакомого сотрудника компании «Автомобильные линии» незамерзающую автомобильную стеклоомывающую жидкость, содержавшую метанол. Зная, что некоторые коммерсанты продают в своих торговых точках «Боярышник», он решил перепродать метиловый спирт по более высокой цене, считает обвинение.
Рустамов продал спиртосодержащую жидкость своим знакомым бизнесменам Мехдиеву, Сеймуру Алиеву и Анару Бабаеву. Они разбавили ее водой, разлили в 120 бутылочек и продали Зауру Абилову в магазин «Саулитес». Всего таксист реализовал не менее 160 литров опасного спирта. При этом, как полагает гособвинение, предприниматели понимали, что «Боярышник» не соответствует требованиям безопасности для жизни и его нельзя пить.
Что известно об обвиняемых:
Сулейман Рустамов — 57 лет, среднее образование, гражданин Азербайджана. Работал в такси. По версии обвинения, купил спиртосодержащую «незамерзайку» и перепродал ее предпринимателям.
Рахман Мехдиев — 46 лет, среднее образование, азербайджанец, гражданин РФ. По версии обвинения, владелец торгового павильона «Продукты», где продавался «Боярышник».
Юлия Мелентьева — 46 лет, средне-техническое образование, гражданка РФ. Работала продавцом в «Продуктах».
Сеймур Алиев — среднее образование, гражданин РФ. По версии обвинения, занимался купле-продажей стеклянной тары, вместе с Бабаевым купил у Рустамова «незамерзайку».
Светлана Красноярова — 55 лет, средне-техническое образование, гражданка РФ. Продавец в минимаркете «Саулитес».
Заур Абилов — 38 лет, среднее образование, гражданин РФ. По версии обвинения, владелец минимаркета «Саулитес», где продавали «Боярышник».
Анар Бабаев — 38 лет, среднее образование, гражданин Азербайджана. По версии обвинения, был напарником Абилова.
«Продукция была произведена кустарным способом из спиртосодержащей жидкости, приобретена у малознакомого лица, без документов, подтверждающих ее качество и имела явно заниженную стоимость для спиртных напитков», — заявила гособвинитель.
Прокурор уточнила, что подсудимые «по небрежности не предвидели возможности наступления смерти людей и причинения вреда здоровью», хотя должны были, потому что знали о метаноле. Из-за употребления концентрата скончались 63 человека, 11 получили вред здоровью. Часть умерли дома, другие — в больнице, некоторые — в подвале.
132568
После оглашения обвинительного заключения стороны допросили первую потерпевшую — беременную 26-летнюю Юлию Тараеву. Вечером 17 декабря 2016 года ее мама уехала к своему знакомому Владимиру Николаеву, где они вместе выпивали. Прокурор попросил уточнить, не заметила ли девушка чего-то странного в тот день.
«Я разговаривала с мамой по телефону на следующий день, — вспоминала Тараева. — Она тяжело разговаривала, как будто задыхалась, но по голосу не была пьяной. В трубку кричал Николаев, чтобы я вызвала скорую, но мама сказала, что все хорошо. На этом мы попрощались. После трубку никто не брал».
Мать Тараевой работала уборщицей на Иркутском авиазаводе, получала около 15−18 тыс. рублей в месяц. Тела женщины и ее знакомого нашли 19 декабря.
«Думаю, что они пили „Боярышник“ из-за дешевизны. Я маму спрашивала: зачем ты с ним пьешь [с Владимиром Николаевым]? А она говорила: чтобы ему меньше досталось. Вот и досталось», — отметила девушка.
Сеймур Алиев, Рахман Мехдиев и Сулейман Рустамов полностью признали вину в зале суда. Юлия Мелентьева и Светлана Красноярова считают себя невиновными. Заур Абилов и Анар Бабаев пожелали высказаться позже, во время допроса.
Во время заседания семь потерпевших перешептывались между собой. Шепот усилился, когда часть подсудимых не признавали вину.
Следующее заседание пройдет 29 октября. Суд планирует допросить родственников других погибших.
Виктория Чистякова специально для Тайги.инфо