«Сядут в инвалидные кресла и не встанут». Новосибирцы с больными почками зря занимают койки в стационаре
Нефрологические отделения новосибирских больниц для людей с хроническими и острыми заболеваниями почек переполнены. Пациенты по два–три месяца лежат в стационарах, хотя могли бы проходить процедуры амбулаторно в диализных центрах в районах области. В это время их товарищи по несчастью не могут получить экстренную помощь — ждут свободную койку. Кто виноват, разбиралась Тайга.инфо.
Выписка через месяц
Гемодиализ — это очистка крови вне организма с использованием искусственного фильтра, через который проходит кровь пациента и возвращается в организм. Обычно процедуру назначают при хронической или острой почечной недостаточности. Если острое повреждение обратимо, пациент проходит от двух до пяти процедур. Если же почки больше не функционируют, что встречается гораздо чаще, гемодиализ замещает их работу до пересадки донорского органа или смерти пациента.
Пациента вводят в диализ медленно — месяц он лежит в стационаре. После того, как организм привык, больного можно выписывать, а вернее — переводить в диализный центр. Три раза в неделю он будет приезжать туда и проходить диализ амбулаторно, в остальное время пациент может жить дома с семьей. Но в реальности происходит не так, потому что пациентов не распределяют в диализные центры, а они продолжают занимать стационарные койки.
Другой метод заместительной почечной терапии — перитонеальный диализ: очистка крови внутри организма через брюшную полость. Но он, увы, не подходит пациентам с болезнями кишечника и не может начинаться экстренно. На сайте Российского диализного общества пишут, что большая часть пациентов ПД в итоге все равно переходят на гемодиализ.
Первые диализные центры в Новосибирской области появились в 2013 году на правах частно-государственного партнерства и помогли разгрузить нефрологические отделения, в которых не хватало коек на всех. Сейчас в регионе пять диализных центров: три в городе, по одному в Искитиме и Куйбышеве. После Нового года откроется еще один — в Новосибирске, на улице Державина. Координатор новосибирского отделения международной общественной организации «Нефро-лига» Марина Лебедева заявила Тайге.инфо, что мечтает об открытии центра в Мошково.
133107
Казалось бы, говорит она, сложилась идеальная картинка: приходи, лежи месяц в нефрологическом отделении, а потом посещай диализ в ближайшем к дому центре, тем более, что взаимодействие регионального министерства здравоохранения, врачей и НКО за десять лет сотрудничества налажено. Даже проблему с доставкой больных из отдаленных районов на диализ обещают решить в ближайшее время. Но это в теории, а на практике система стопорится еще в отделении: пациентов в диализные центры не распределяют, они занимают стационарные койки, хотя могли бы лечиться амбулаторно.
«Где-то с августа по октябрь я бывал в стационаре и всегда видел одно и то же, — рассказывает Александр Степанов, бывший пациент нефрологического отделения. — Люди, которые уже готовы к выписке, получают заместительную почечную терапию в стационаре по два-три месяца. В этот раз [Александра выписали 10 ноября — прим. Тайги. инфо] там лежала женщина, которая уже около пяти месяцев находится в стационаре. Тогда же проходила комиссия, которая распределяет пациентов по диализным центрам, и из двенадцати человек в центры уехало трое».
Женщина осталась лежать в отделении, там же остался и житель Искитима, хотя его соседа-земляка в диализный центр перевели. Позже они созвонились, и более удачливый искитимец сказал, что места в диализном центре еще есть.
«ЕСЛИ ЧТО-ТО СЛУЧИТСЯ, ВРАЧИ ВЕДЬ БУДУТ ВИНОВАТЫ, ЧТО НЕ ПОЛОЖИЛИ ВОВРЕМЯ В СТАЦИОНАР»
Александру ситуация кажется странной: «Я сам был на гемодиализе семь лет назад, но в моем случае все было с точностью до наоборот. Передо мной в очереди стояло 1600 человек, и центров было меньше. Но я на диализ попал! А последние три-четыре года все любопытно: центры есть, а народ ждет», — рассказывает он Тайге.инфо.
Больницам стационарная жизнь диализных пациентов обходится дорого: чем дольше больной с ослабленным иммунитетом лежит в палатах, тем выше вероятность, что он подхватит госпитальную инфекцию, и его придется лечить дорогими антибиотиками. Кроме того, такие пациенты занимают койки тех, кому действительно нужна стационарная помощь.
«Конечно, больного в критической ситуации пристроят в соседнее отделение, но это же ненормально, — удивляется координатор „Нефро-лиги“ Марина Лебедева. — И если что-то случится, врачи ведь будут виноваты, что не положили вовремя в стационар».
Фонд ОМС и танцы с бубнами
Лебедева уверяет, что создает проблему Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, некорректно планирующий бюджет и не учитывающий реальное число людей, которым нужен гемодиализ. «В фонде закладывают очень маленькое количество пациентов, — объясняет Лебедева. — Например, в этом году 60 заложили, а людей уже в конце августа было 57».
По данным «Российского диализного общества», среднестатистическое количество больных, которые должны прибыть на диализ в новом году — не менее десяти процентов от тех, кто приходил раньше. Плюс каждый год появляются «неожиданные» пациенты, которые до последнего не обращались к врачам, и те, чью болезнь долго не выявляли терапевты.
«Сколько там до Нового года осталось? Вот все это время больные в центрах не будут получать нужные им препараты»
Таких больных нужно сразу вводить в диализ, но вот незадача: в регистре хронической почечной недостаточности (ХПН) их нет, поэтому фонд ОМС их не учитывал и деньги в тариф КСГ 43 («Клинико-статистическая группа лекарственного обеспечения пациентов на диализе») на них не закладывал.
Когда в конце года «Нефро-лига» просит заложить в бюджет средства на еще десять-двадцать человек, количество людей в плане увеличивается максимум на два-три пациента, говорит Лебедева.
Те шестьдесят человек, на которых рассчитывал ТФОМС в 2018 году, пришли еще в сентябре. Шестьдесят первому, второму и так далее везет меньше. «Так как деньги уже закончились, территориальный фонд ОМС начинает танцы с бубнами: не распределяет пациентов по центрам, сокращает количество гемодиафильтраций и лекарств на пациента, — объясняет Марина Лебедева. — Сколько там до Нового года осталось? Вот все это время больные в центрах не будут получать нужные им препараты, сядут в инвалидные кресла и больше не встанут».
Тайга.инфо попросила региональный минздрав и территориальный ФОМС прояснить ситуацию
Виктория Малькова