Наталья Пинус подошла к вопросу концептуально, проанализировав управленческую систему мэрии. Она отметила тот факт, что в вопросе управления городом процесс оказался важнее результата, отсутствуют внятные критерии эффективности (в качестве примера привела департамент имущественных отношений, который получил высокую оценку своей эффективности за число проведенных заседаний и вынесенных решений, хотя задолженность за аренду земельных участков перед городским бюджетом выросла).
По мнению Пинус, задача состоит в том, чтобы перейти на принципиально иной уровень управленческой системы, грубо говоря – от административно-командной к прозрачным процедурам и правилам.
Александр Фельдбуш отметил большие проблемы в части подготовки кадров. Новому мэру нужна будет команда – и где он ее возьмет? В качестве примера Фельдбуш привел КПРФ. Представитель этой партии стал мэром третьего по величине города в России, но КПРФ не смогла сформировать и прислать в Новосибирск команду профессиональных управленцев.
Концептуальный анализ продолжил социолог Константин Антонов. Также отметив превалирование процесса над результатом в городском управлении (отчет об уборке снега у нас всегда в числе работавшей техники и вывезенных кубометрах, а не в числе очищенных улиц и тротуаров), он обратил внимание и на другие недостатки управления. Нет экспертной оценки принимаемых решений, нет вовлечения граждан в вопрос управления и контроля (чего ожидали от Анатолия Локтя).
Муниципальные услуги, по мнению Антонова, нуждаются в стандартизации и паспортизации, чтобы было понятно, сколько денег требуется, например, на уборку снега, и чтобы эту и другие услуги можно было бы отдавать на аутсорсинг.
Евгений Митрофанов рассказал о своем расследовании: сколько земельных участков было выведено из собственности муниципалитета с явными признаками криминальных схем. Он насчитал пять разных схем, по которым муниципальные участки переходили в частные руки по цене явно ниже рыночной. По ряду таких случаев уже возбуждены уголовные дела.
Алексей Мазур выступил в жанре «если б директором был я», зачитав свою «предвыборную программу». Она содержала как явно популистские меры, вроде распродажи парка персональных автомобилей и пересадки городских чиновников, отвечающих за общественный транспорт, на автобусы и метро, так и более системные, касающиеся освобождения людей с ограниченными возможностями из-под «домашнего ареста», проведение трамвайных маршрутов в отдаленные микрорайоны и расчистку тротуаров от снега.
Александр Бурмистров призвал общественность не сосредотачиваться на критике, а предлагать конкретные изменения в практике работы мэрии, которые позволят «перекрыть» каналы неэффективного использования бюджета. В качестве примера он привел новые правила аренды рекламных конструкций, которые предполагают аукцион по цене вместо непрозрачных конкурсов с мутными условиями.
Олег Викторович задался вопросом – а кто вообще из присутствующих готов пойти на эту сложную и неблагодарную работу? В духе «Карфаген должен быть разрушен» он напомнил о роли Владимира Городецкого в создании той городской среды и того городского управления, которыми до сих пор «наслаждаются» жители города.
Ведущий мероприятия Дмитрий Холявченко анонсировал будущие дискуссии по конкретным направлениям деятельности мэрии и призвал следить за объявлениями в группах «Новосибирск за достойную жизнь»
Читайте также: «Нам нужен мэр, который решает проблемы»: новосибирские общественники собрались в подземке
Видеозаписи выступлений на тему доступны по ссылке: «Мэрское кресло' 2019»
Подготовил Алексей Мазур