Антон Долин: «Триер идет по краю, исследуя соотношение злодейства и гения»

© kinopoisk.ru. Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Антон Долин: «Триер идет по краю, исследуя соотношение злодейства и гения»
11 Дек 2018, 06:30

Лекция об одном из самых скандальных режиссеров мира Ларсе фон Триере продолжила проект «Кино+» новосибирской «Победы». Кинокритик Антон Долин рассказал зрителям, зачем Триер делает главным героем убийцу и готов ли российский кинематограф к жестким и принципиальным высказываниям.

Журналист, кинокритик и главный редактор журнала «Искусство кино» вновь выступил на кинолектории в Новосибирске. На этот раз речь шла о премьере датского режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек».

«„Дом, который построил Джек“ — тринадцатый полнометражный фильм Триера, главный герой которого маньяк по имени Джек. История убийцы — жанр, невероятно востребованный в поп-культуре. Но фильмы ужасов о маньяках отличаются лишь функционально, персонажи их часто похожи, — начал Долин. — В то же время здесь этот жанр воплощен уникально: язык рассказа сугубо фонтриеровский. Такой стиль специально был выбран им для картин „Дом“ и „Нимфоманка“».

138244

Новый фильм режиссера имеет явные параллели с романами Достоевского, считает Долин. Для Достоевского была очень важна тема убийства и преследования. Именно он одним из первых вошел в положение убийцы и показал, как часто иррациональное, которое ведет к преступлению, вдруг сталкивается с рациональной системой, которая есть у Раскольникова. Эта система — разделение всех людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

«Главный герой у фон Триера пытается перейти из первого разряда во второй. Конечно, Джек из фильма в этом смысле наследник Раскольникова, да и сам Триер тоже, потому что идет против норм кинематографа. Это люди, в которых рациональное и иррациональное в их стремлении к преступлению сплавляются, оказывая некий эффект на зрителя, что нарочно затрудняет анализ реальных мотивов персонажа», — объяснил Долин.

Ларс фон Триер определил свой жанр как «дигрессионизм» («дигрессия» — художественное отступление — прим. Тайги.инфо). Именно на авторских отклонениях от сюжета и строятся «Нимфоманка» и «Дом, который построил Джек»: зрителю рассказывают историю, постоянно раздражая его интерес сценами крайней жестокости.

«У Триера в картине „Эпидемия“ есть фраза: „Фильм подобен камешку в ботинке“. Ведь каждому знакомо ощущение: вытряхнуть из обуви мелкий камень, который казался большим. Фильм — это маленькая часть нашей биографии, но часто он нарывает, как заноза, и не дает дальше спокойно жить. Триер как раз и стремится к этому эффекту, что ошибочно принимают за намерение доставить зрителю боль, — отметил Долин. — Он воюет с представлением о том, что кино должно быть приятным. Триер вытаскивает нас из кокона комфортности не в область дискомфорта, а в диалог».

Вообще все современное искусство работает только после реакции на него людей, подчеркнул лектор.

107412

«Когда Павленский поджигает дверь Лубянки или когда Pussy Riot танцуют в Храме Христа Спасителя — это только начало произведений искусства. Они завершаются после того, как соцсети откликаются на это, проходят судебные процессы. Точно так же и фильмы Триера не существуют в вакууме. Режиссер вызывает вас на интеллектуальный поединок, где ждет ответа», — заявил он.

Продолжая тему жестокости в фильмах Триера, кинокритик обратил внимание на то, что убийство девушки в «Доме, который построил Джек» трогает зрителя меньше, чем ставшее хрестоматийным убийство утенка — из-за разного типа насилия.

«Для нас непереносим тот садизм, который не является конвенциональным, который отрицает нашу сентиментальность и вскрывает фальшивость нашего сопереживания жертвам. Когда мы смотрим кино, то думаем, что все не по-настоящему. Но если правильным образом это показать, то мы будем переживать даже за утенка, которому в жизни бы сочувствовать не стали, — подчеркнул Долин. — Триер нарочно прибегает к остроумным рассказам из уст убийцы: если поначалу это вызывает у зрителя смех, то на третьем инциденте никто уже не улыбается. Этот садизм нарочитый: режиссер подносит нам зеркало и показывает, что мы смеемся над действительно страшными вещами».

Еще одним важным вопросом лекции стал вопрос о совместимости гениальности с преступностью в творчестве Триера.

«В „Доме.“ единственный закадровый персонаж Шпеер — любимый архитектор Гитлера, от которого не осталось практически никаких творений, хотя принято считать, что он гений и в то же время преступник. Триера ошибочно считать злодеем. Мне кажется, что он идет по краю, исследуя соотношение злодейства и гения», — предположил Долин.


Что до готовности российского кинематографа к таким же жестким и принципиальным высказываниям, как у Триера, то таких режиссеров у нас пока нет, уверен Долин.

«Наше кино невероятно трусливо. Я считаю „Нелюбовь“, „Левиафан“, „Лето“, „Война Анны“ бескомпромиссными картинами. Эти фильмы объединяет то, что их не финансировал Минкульт. Видимо, когда люди обращаются к властям за деньгами, у них сразу включается уровень самоцензуры, и с этим тоже непонятно, что делать. С моей точки зрения, в отечественном кино никто так близко не подошел к краю бездны, как Триер, и речь не о таланте, а об уровне отваги и трагического видения мира», — подвел итог он.

Подготовила Ирина Беляева


Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.


Новости из рубрики:

Мнения
Одним махом семь отраслей убивахом
Андрей Кузнецов
Никогда еще автор не слышал из уст бизнесменов таких просительных, униженных интонаций. Дяденьки, дайте, пожалуйста, заработать на зарплату! Мы будем хорошо себя вести! Всем наденем маски и омоем санитайзерами! Приходите с проверками хоть каждый час!
На эту же тему
© Тайга.инфо, 2004-2020
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика