Борис Мездрич: «Что случилось с Новосибирским театром оперы и балета? Беспредел полный»

© Наталья Гредина. Борис Мездрич (слева)
Борис Мездрич: «Что случилось с Новосибирским театром оперы и балета? Беспредел полный»
28 Янв 2019, 10:52

Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, уволенный после скандала вокруг оперы «Тангейзер», рассказал, что думает об изменениях в оперном, введенных Владимиром Кехманом, как нарушение протокола во время визита Путина стоило ему должности в Омской драме и чем измерять чувства верующих.

Тайга.инфо частично перепечатывает интервью Мездрича омской газете «Коммерческие вести».

О конфликте с омским губернатором из-за визита Путина

— Борис Михайлович, можно сказать, только недавно смолкли слухи о вашем уходе из Омской драмы. Его связывали с приездом президента Владимира Путина. Якобы на фотографии коллектива театра не оказалось губернатора Леонида Полежаева, что вам и аукнулось. Расскажите про тот период вашей жизни.

— Разговора с Леонидом Полежаевым у меня на эту тему потом не было, чтобы я его прямо спросил, связана ли моя отставка с тем посещением или нет. Расскажу так, как я это увидел. Президент вместе с полпредом Леонидом Драчевским и руководителем администрации президента Дмитрием Медведевым был у нас в театре в феврале 2001 года. В ложе, рассчитанной на восемь мест, были помимо них и людей из администрации президента Леонид Полежаев, спикер З С Варнавский. К тому времени губернатор перестал ходить в театр. За несколько дней стало известно, что глава государства поменял маршрут, и в его расписании посещение хоккея заменили театром. Мы остановили свой выбор на спектакле «Театр» Владимира Петрова в трех действиях и двух антрактах — он с юмором, талантливый, пользовался популярностью (другим рассматриваемым вариантом были «Волки и овцы»). Леонид Константинович его не видел. Губернатор впервые за несколько лет приехал в драму, посмотрел маршрут по театру, кресла другие перенесли в «голубое» фойе — очень щепетильный был в этих вопросах человек. И вот настал день визита. Я как директор театра встречал президента и впервые тогда лично говорил с ним (потом приходилось с ним еще разговаривать в Новосибирске). В первую же минуту разговора с Путиным возникает ощущение, что вы знакомы бесконечно долго, и это твой лучший друг, товарищ, очень надежный человек — никакой лести, это действительно так. Реакции нормальные, быстрые. Очень быстрые ответы у него… по времени. Есть стандартный темпоритм у людей. А у него это все в два раза быстрее, как минимум. Он очень концентрированный. Он перед спектаклем винограда поел… Одна из наших «ошибок» была в том, что программки спектакля положили в «предбаннике» директорской ложи. Когда они сели — восемь человек — я взял эти программки и стал раздавать их гостям в тесной ложе. А все это из партера снимала пресса. До этого картинка была статичной — все они сидят в ложе, о чем-то говорят, а тут — какое-то движение, какой-то сюжет появился и, понятно, этот момент попал во все теленовости.

141933

— А что в этом такого?

— Губернатор, видимо, посчитал это нарушением протокола. Во время первого антракта президент вел переговоры с кем-то из командующих военным округом, который приехал в Омск к нему на собеседование для дальнейшего назначения. Вместо 15 минут он задержался на 30. Потом было еще два «сюжета». После спектакля актеры пришли в фойе второго этажа для встречи и фотографирования с президентом. Один московский телеоператор всю эту процедуру снимал и держал в основном, конечно, президента в кадре. Теснота, куча народу. Ему кто-то перекрыл обзор. Этим кем-то оказался Леонид Константинович. Оператор одной рукой держал камеру, а второй похлопал ПОЛЕЖАЕВА по плечу: «Товарищ, подвиньтесь!». Не знаю, кто еще говорил в нашей области ему: «Товарищ, подвиньтесь»…

можно было еще человека два поставить рядом с президентом. Но я думал, что скомандует кто-то оттуда, из службы протокола. И вижу: полежаев мрачен. Уже после спектакля дома с женой мы обсуждали: «Ну все, финиш»

— Вы загораживаете мне солнце…

— Следующий сюжет. Когда делали групповое фото: вокруг президента собрались актеры, технический персонал театра, всего человек 30. За кадром остались Полежаев, Медведев, Драчевский, Варнавский, зам. федерального министра культуры. Было напряжение. Можно было еще человека два поставить рядом с президентом. Но я думал, что скомандует кто-то оттуда, из службы протокола. И вижу: Леонид Константинович был мрачен. Уже после спектакля дома с женой мы обсуждали: «Ну все, финиш». Я хорошо знал психотип Леонида Константиновича, он такие вещи не забывает. А был и еще один сюжет. Уже по окончании вечера пресс-секретарь президента подошел ко мне: мол, раз я встречал гостей, я и должен провожать. Была февральская ночь, морозно. Я в одном пиджаке. Стоял микроавтобус. Мы вышли через парадный вход — я шел последним. Полежаев с президентом сели в машину на средние сиденья за водителем, сзади охранник и пресс-секретарь. Я увидел, как пресс- секретарь сказал Путину, что надо-де попрощаться с директором театра. Президент — человек быстрый: он вышел из машины. У Леонида Константиновича получилась странная позиция. Он вроде как находился рядом, но сидел в машине, а мы с президентом стояли на улице… Минуту — не больше. Вот такой сюжет в трех действиях.

120448

— Потом кто-то вам позвонил и сказал, что все — нужно уходить?

— У меня как раз заканчивался контракт 1 августа. За два месяца положено предупреждать о расторжении, и в мае мне сказали, что контракт со мной продлеваться не будет. Из управления культуры мне передали: «Леонид Константинович не рекомендовал подписывать контракт». За пару дней до 1 августа начальник управления культуры Омской области Владимир Шалак позвал меня к себе, там уже сидели два его зама и замгубернатора Тарелкин. Я не стал даже садиться. Расписался, забрал себе на память копию контракта. Все решилось за полторы минуты. Я ушел. Они, наверно, думали, что я судиться буду, но это в мои планы не входило.

О «Тангейзере»

— Давайте вспомним о скандале с «Тангейзером». В детали вдаваться не будем, это вполне подробно освещала пресса. Простой вопрос. Вы не жалеете о том, что тогда отстаивали свою позицию? Если бы заранее знали об исходе ситуации, поступили бы так же?

— Я просчитывал все варианты. Скажу честно: иначе бы не поступил. Меня всю жизнь убеждали, что если есть серьезный профессиональный результат — а у «Тангейзера» он есть, то это стоит того. И это не мой субъективный взгляд. Экспертный совет «Золотой маски» посмотрел спектакль «живьем» почти в полном составе: 10 из 11 прилетали в Новосибирск. Во время моей работы театр получил 18 «Масок», но такого внимания на этапе отбора никогда не было. Когда председатель экспертного совета Екатерина Бирюкова называла финалистов премии, собирая пресс-конференцию, она открыто признала, что «Тангейзер» был фаворитом обсуждения. Но к тому времени его уже снял с репертуара новый директор театра, и спектакль не мог участвовать в программе. Хотя, конечно, и этот вопрос можно было решить. Знаете, когда 15 минут после окончания спектакля длятся овации стоя… (А театральное ухо очень натренировано на температуру аплодисментов). Это что-то да значит! Думаю, это достойная постановка.

То, что вокруг «тангейзера» устроили маскарад, — отдельная тема. Это технология министра Владимира Мединского

То, что вокруг этого устроили маскарад, — отдельная тема. Это технология министра Владимира Мединского. Он прикрывается зонтиком в виде общественного совета, который специально собирается. Я сразу все понял, когда прилетел на него. В зале было темно от церковных одежд — это собралась московская патриархия. А уже было решение суда — состав правонарушения отсутствовал. Я видел заявления в Следственный комитет — они были сделаны одной и той же рукой. РПЦ инициировала поправки в закон об оскорблении чувств верующих. Но нет такого прибора, который бы замерил эти чувства! А чувства неверующих? Они не оскорблены? Этих людей был полный зал, который аплодировал стоя четыре спектакля подряд. Это не граждане? Из верующих только одна женщина была реальной — выпускница консерватории Бусик-Трофимук, которая посмотрела только полтора действия, ушла со спектакля и написала письмо митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону. Дело «Тангейзера» оказалось показательным. Спектакль пикетировали приверженцы радикального православия — иначе никак не могу назвать ребят, которые стояли у театра накануне третьего спектакля.

119909

— Так сейчас театру легче дышится?

— В Москве все по-другому. Там демонстрационный демократизм, пытаются соблюсти некий баланс. Иначе распределены силы влияния. Нет моновласти, которая есть в регионах в лице губернаторов. Но и то — громили выставку в Манеже, под двери МХТ подложили свиную голову… После выступления Pussy Riot появилась статья в Уголовном кодексе. Текст тот же, что и в оскорблении чувств верующих, а сроки реальные.

— Сейчас соблюдаете какие-то границы, чтобы история не повторилась?

— Я действовал и действую ровно в рамках существующего законодательства.

О деньгах в театре и деле Серебренникова

— У вас внушительный опыт управления театрами. Возможна ли самоокупаемость театра без потребления бюджетных средств?

— Такой возможности нет, если не говорить об антрепризных театрах. В России около 700 стационарных, репертуарных театров. Федеральных театров (учредитель — Минкульт РФ) — 23, все в Москве, чуть-чуть в Санкт-Петербурге, еще — Екатеринбургская опера, Ярославская Драма, Новосибирская Опера. В среднем порядка 30% составляют внебюджетные средства у всех театров. Театр Вахтангова финансируется из бюджета на 50%, но в два раза больше зарабатывает сам. Существует «дорожная карта», которую учредитель выставляет театру на предстоящий год, она устанавливает уровень средней зарплаты основного персонала театра. Ниже опускаться нельзя. Эта планка постоянно растет.

А посмотрите индекс средних цен на билеты в театры и индекс потребительских цен. Последний практически не поменялся за последние годы. Но что мы видим? Начиная с 2005 года, цены на билеты стремительно растут. Почему так происходит? Из-за «дорожных карт», недофинансирования театров. К чему это приводит? Меняется структура зрительской аудитории. Из-за фактического снижения доступности театра семьям с низким доходом пришлось отказаться от такого досуга. Театр постепенно превращается в элитарный вид искусства, что принципиально расходится с основами государственной культурной политики, утвержденной в 2014 году указом президента РФ.

— А как вообще формируется цена на билет?

— Все идет от «дорожной карты». Ценой на билет театр пытается компенсировать недофинансированность. Расчет идет от количества показов спектаклей. Нужно посчитать, сколько внебюджетных средств получится направить на выполнение дорожной карты.

— Но ведь цены невозможно повышать постоянно. Насколько театр подошел к «последней черте»?

— Традиционная бизнес-модель не годится для театров. Проблема появится, если постоянные зрители (те, кто посещают каждую премьеру сезона — интеллигенция, бюджетники) не смогут себе позволить прийти в театр. Что случилось с Новосибирским театром оперы и балета? Директор отменил приглашения для прессы, партнеров. Беспредел полный. Обычно в таких театрах показывают оперу и балет 50% на 50%. Иногда бывает небольшой перекос в сторону балета, потому что он продается лучше. Но в Вене, например, наоборот: там только 7% балета, а больше 90% - опера. В городах, где много таких театров — Париж, Москва, — проще. А в регионах нужно соблюсти баланс, чтобы было разнообразие. В Новосибирске пять учреждений федерального подчинения — театр оперы, консерватория, балетный колледж, музыкальная школа и цирк. Я, когда пришел туда, был в шоке — между консерваторией и театром просто мировая война! Это удалось исправить. Так вот, сейчас там 75% балета, чтобы деньги собирать. Цены задраны до безумия. Сократилось количество мест (было 1774, сейчас — 1201).

135062

— Доход увеличился?

— Увеличился. Но цены на билеты космические, а оперная часть сильно сжалась.

— Но ведь директор исходит из того, на что есть спрос. И закрывает свои цели.

— Но зарабатывание денег — не цель театра! В законодательстве это не прописано. И министр не имеет права, отчитываясь перед президентом, начинать доклад с вопроса сборов денег. Деньги для театра — условие для создания искусства, не более того.

<…>

— Как относитесь к делу Серебренникова? Вы же как директор можете оценить, возможны ли там в принципе финансовые нарушения.

— Можно было, конечно, избежать некоторых процессов — понятно, что были у них какие-то обналички. Сейчас с бюджетными средствами такое сделать уже невозможно — другое законодательство. Части документов у них нет, что очень плохо. Но я работал с Софьей Апфельбаум (бывший руководитель департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта, возглавлявшая ведомство в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. — прим.). Я ее очень хорошо знаю, у нее не может быть нарушений. Только если их не придумать. Это один из редких профессионалов, прекрасно разбирающихся в театре, с ней можно обсуждать любой вопрос. Я сам пережил массу проверок и в Омске, и в Новосибирске, и в Ярославле.

«Коммерческие вести», Анастасия Павлова, 27 января 2019 года


Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.


Новости из рубрики:

Мнения
Одним махом семь отраслей убивахом
Андрей Кузнецов
Никогда еще автор не слышал из уст бизнесменов таких просительных, униженных интонаций. Дяденьки, дайте, пожалуйста, заработать на зарплату! Мы будем хорошо себя вести! Всем наденем маски и омоем санитайзерами! Приходите с проверками хоть каждый час!
На эту же тему
© Тайга.инфо, 2004-2020
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика