Много «собеса» и ни слова о пенсионной реформе. Как Кремль станет бороться за возвращение «главного» рейтинга
Судьи «подхрюкивают» прокурорам при посадке бизнесменов в СИЗО; «сплошной собес» в послании президента; Сирию и Украину«убрали на полку»; противоречие между бедностью и силой государства объясняется суверенитет; элита получает новые установки, но путается в показаниях. Главные темы недели в программе «Тайга.взгляд».
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур и редакционный директор сайта Евгений Мездриков обсуждают послание президента Владимира Путина Федеральному собранию: о каких темах он «забыл», на что ориентироваться чиновникам и судам, как нами управляли иностранцы, где искать «настоящую» Россию. Бонус-новость: резкое сокращение населения Марса.
Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, так вы будете первыми получать уведомления о новых передачах и роликах. Ставьте лайки и пишите комментарии, лучшие из них мы зачитаем в эфире.
Видео Кирилла Канина
Ниже приводится расшифровка некоторых фрагментов программы:
Новое слово Путина
Первая половина послания — это был такой сплошной «собес». Владимир Владимирович [Путин] называл какую-то конкретную группу населения — бедных, многодетных, пациенты — и выдавал: тем мы дадим одно, этим — другое, опять субсидируется ипотека. Плюс часть ипотеки гасится в размере 460 тыс. рублей, что в сумме с материнским капиталом как раз позволяет купить 20-метровую студию где-нибудь в человеческом муравейнике на окраине города.
С удовольствием, конечно, можно изучать по выступлениям Владимира Владимировича его словарный арсенал. Понятно, что его любимый анекдот про бабушку и дедушку, но его здесь нельзя воспроизвести, конечно. Было про обрезание еще с датским журналистом. Вот в этом послании новая фишка. Когда он говорил про отношения Европы и США, было сказано что страны-сателлиты американцам «подхрюкивают». Это замечательно. Кто еще так может? Вот Медведев, конечно, с его «свёкла или свекла», до этого уровня не дотягивается.
Еще о том, чего в послании не было. Там не было ни слова о пенсионной реформе. Я ожидал, что президент выйдет и скажет: «Это было необходимо. Тяжелое решение, но мы его выстрадали. И теперь зато благосостояние пенсионеров растет». Нет, вообще умолчал. И, кстати, а что он сказал про Курилы? Что мы будем готовить мирный договор на взаимоприемлемых и взаимовыгодных условиях. Не вдаваясь в детали этих условий. Про Сирию не было ничего. Про Крым — совсем мало.
Если ты создал что-то успешное, сиди и бойся, что к тебе придут
Что касается защиты бизнеса от посадок. Мы сталкиваемся с неразрешимым противоречием между «бумажным» государством, в котором пишутся законы, утверждаются какие-то процедуры, и реальным, которое основано на приказе начальника, на некоторых понятиях, которые трактуются по-разному, на реальной иерархии, складывающейся из неформальных связей, «крышевания», лоббизма, и так далее. Чтобы все благи пожелания заработали, нужен, во-первых, закон, который прописывает границы вмешательства в бизнес и случаи посадки в СИЗО. Во-вторых, нужны честные суды. Чтобы пришел, например, к судье прокурор и сказал, что вот этого бизнесмена надо посадить, а судья отказался, потому что нет оснований, это экономическая статья. Но в реальности, когда прокурор приходит, никто не берет во внимание ни законы, ни даже послание президента. Судья смотрит, что прокурор написал «упаковать», ну, значит, будем «паковать».
Что интересно, например, про Новосибирск. Я вспомнил предприятия, которые были гордостью города, куда привозили президента, премьер-министра и иностранных гостей, чтобы показывать, что вот тут у нас чудо медицины в клинике Мешалкина, вот здесь — технопарк, здесь — биотехнопарк. Так вот, в 70–80% случаев там либо часть руководства отправили в СИЗО, либо депутаты пришли с проверкой и «отжали» предприятие. При этом рядом «валяются» какие-то неэффективные предприятия, куда были ввалены огромные бюджетные деньги и пропали неизвестно куда. Вот к ним никто не приходит. То есть, совершенно однозначная зависимость: в России уголовно наказуем экономический успех. Пока ты неудачник, ты никому не интересен, можешь совершенно безнаказанно повторять неудачи раз за разом. И государство тебе будет помогать. Но если ты что-то создал и вырастил, то сиди и бойся — в любой момент к тебе могут прийти с проверкой.
Если у нас благоденствие, то почему население беднеет?
Первая часть послания, действительно, была посвящена социалке. То есть Путин перечислял наиболее уязвленные, наиболее страдающие и требующие поддержки категории населения. С точки зрения технологии — это правильный ход, потому что каждая группа, что-то про себя услышав, начинает к Владимиру Владимировичу относиться лучше. Его рейтинг, по идее, должен подрасти. Вопрос только в том, удастся ли все эти меры поддержки воплотить в жизнь.
Еще в послании содержалось такое странное противоречие, на которое, наверное, мало кто обратил внимание. Он уверенно так говорил, что у нас твердый экономический рост, мы должны дойти до 3% в год и перейти к уровню выше мирового. У нас огромные запасы денег, которые мы заработали, а теперь мы их будем тратить на то, чтобы население жило лучше. Это один тезис. А теперь другой тезис, что у нас 19 млн человек за чертой бедности. Это, конечно, меньше, чем в 2000 году, когда Владимир Владимирович пришел к власти. Но это больше, чем пять лет назад, когда их было 15 млн. То есть, человек, который обладает небольшой склонностью к аналитическому мышлению, легко может понять, что за последние несколько лет мы, с одной стороны, ощутили экономический рост, и у государства огромное количество доходов, а с другой стороны, увеличилось число бедного населения. И возникает вопрос: это богатство государства и обеднение населения имеют причинно-следственные связи? Или это случайно так получилось, что в одном месте денег стало больше, а в другом — меньше. А теперь, когда мы от людей отняли и в кубышку положили, государство отдаст часть обратно, чтобы облагодетельствовать наиболее пострадавших.
Вот этот момент немного портит картину. Если у нас благоденствие, то почему население беднеет? Почему шестой год падают реальные доходы в стране? Какую роль в этом играют наши внешнеполитические приоритеты, какую роль играют санкции (причем, обоюдные: и те, что нам придумали, и те, что мы сами придумали)? Каким бы было состояние экономики, если бы не случилось Крыма и Донбасса? Ответ на эти вопросы содержится в послании: России нужен суверенитет. Другие страны могут жить без суверенитета, а Россия — нет. Поэтому мы за ценой не постоим.