Пять лет в новой реальности. Что дало россиянам присоединение Крыма

© wikipedia.org. Античный Херсонес Таврический в Крыму
Пять лет в новой реальности. Что дало россиянам присоединение Крыма
04 Мар 2019, 10:30

Почему России стало «можно» присоединять Крым только в 2014 году? Что мы выиграли от этого? Каковы сценарии «выхода» из режима санкций? Почему ни один политик не сомневается в статусе полуострова? Чем грозит стране «великолепная» Москва? Почему Новосибирск становится депрессивным? Эти и другие темы — в программе «Тайга.взгляд».

Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур и редакционный директор сайта Евгений Мездриков обсуждают историю конкуренции мировых держав и Великие географические открытия, пятую годовщину присоединения Крыма к России и будущее полуострова, деградацию провинциальных городов в противовес хорошеющей Москве.

Бонус-новость: Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона сделала очередной шаг к космическому туризму. Компания впервые запустила к границам космоса созданный ею космоплан с пассажиром-испытателем на борту.

Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, так вы будете первыми получать уведомления о новых передачах и роликах. Ставьте лайки и пишите комментарии, лучшие из них мы зачитаем в эфире.

Видео Кирилла Канина

Ниже приведена расшифровка фрагментов программы

«Население Крыма нельзя загнать обратно на Украину»

До момента присоединения Крыма все считали, что это невозможно. А потом вдруг, в один момент, все решили, что это возможно и даже нужно. Это была точка перелома. Считалось, что, да, это несправедливо, что Крым не принадлежит России. Это полуостров нашей воинской славы — оборона Севастополя и так далее. Но забирать его нельзя. А потом вдруг стало можно. Но никто, мне кажется, не задумывался над вопросом, почему раньше было нельзя, а потом стало можно.

Это, конечно, вопрос, которым простой российский человек не должен задаваться. Тема международных отношений, границ — это ведение правительства и президента. Простой человек вел себя вполне естественно. Если ему до этого говорили, что все это несправедливо, но таковы международные правила, мы вынуждены им подчиняться, он это принимал. Когда ему сказали, что на самом деле это можно, он с радостью принял и это, не задумываясь о том, какие последствия могут быть. Теперь есть последствия, есть вопрос, что с этим делать, можно было или нельзя, хотя он у нас существенно табуирован. Тем не менее, понятно, что если большинство стран отказывается признать присоединение Крыма, значит, все было не совсем гладко и ровно в смысле международных законов.

Это тяжелейшая проблема, которая на десятилетия будет, по-видимому, осложнять положение России в мире. Мы пять лет живем в новой реальности. Надо понимать, как в ней существовать дальше. Как говорится, «нельзя провернуть фарш обратно». Тем более, что та река, в которой мы когда-то стояли, уже протекла, она уже другая.

***

Есть четыре варианта развития событий. Первый, самый вероятный, — в замороженном состоянии все так и будет находиться. Второй — что Россия достигнет соглашения с Украиной, и Украина признает передачу Крыма. Для этого, конечно, потребуются огромные уступки и со стороны Москвы. Я считаю, если это вопрос денег, то это не вопрос. Если бы эту проблему можно было бы решить только деньгами, это было бы очень хорошо. Потому что мы теряем денег из-за всех этих санкций, мне кажется, гораздо больше, чем потребовалось бы для выплаты условной компенсации. Но так как это все же вопрос не столько денег, то быстро всё это не решится.

Ну, и два негативных варианта. Один — что произойдет коллапс на Украине, например, распад в какой-то форме на несколько частей, и в результате не с кем станет договариваться. И тогда присоединение Крыма к России в очередной раз будет выглядеть его спасением. Другой вариант связан с будущим России — что в ней случатся какие-то катаклизмы. Конечно, мы все надеемся, что не будет ни того, ни другого.

Вариант, что Россия в ближайшие десятилетия согласится добровольно отдать Крым, мне кажется невероятным. Даже в случае с гораздо более мелкими островами Курильской гряды мы не можем расстаться. Точнее так: президент и правительство еще могли бы признать условия мирного договора [согласно меморандуму, подписанному СССР], но народ никогда этого не примет. И то же самое будет с Крымом.

Еще один момент — нужно учитывать, что население Крыма хотело жить в России и до сих пор не хочет быть частью Украины. И это тоже непреодолимый камень. Как это возможно — взять и насильно людей загнать обратно туда, куда они не хотят? На это, конечно, никто не пойдет.

«Москва — это искусственная монополия»

Проблема в том, что бюджет Москвы на душу населения в разы больше, чем, например, в Новосибирске. Возможно, дело не только в деньгах. Но давайте вы это продемонстрируете. Выделим какую-то часть Москвы и будем на нее тратить столько же денег на одного жителя, сколько тратится в Новосибирске. И посмотрим, удастся ли сделать этот район столь же красивым и цветущим, как остальной город.

Понятно, что решение сделать Москву по-настоящему столичной, витриной страны и урбанистическим раем было сознательным, и оно начало реализовываться после протестов 2011–2012 годов. У нас же все революции происходят в столицах, поэтому логика проста: жители Москвы должны быть довольны. Так как выяснилось, что их в большей степени не устраивает городская среда, ее начали менять. И многие жители Москвы стали довольны. Но вопрос в том, заработал ли город на это сам или тратит значительную часть ресурсов общефедеральных. Я убежден именно во втором варианте.

Этот подход имеет существенный недостаток. Если у вас в одном городе жители всем довольны, а в остальных — наоборот, то проблема даже не в том, что в остальных регионах будут «не так» голосовать (что уже началось), а в том, что люди будут «голосовать ногами» и уезжать из депрессивных регионов (в которые превращаются почти все). Вот Новосибирск на глазах превращается из развивающегося города в депрессивный типа Омска. Буквально последние три года. Самые дееспособные люди и так всегда уезжали. А теперь это массовый процесс.

Опросы показывают, что 50% молодежи хочет уехать за границу. Но она недостижима, а Москва — гораздо ближе. И что? В Москве уже 20 млн человек, 30, 40… А понятно, что Москва — это просто точка на карте. Это искусственная монополия, а не естественная. Она стягивает деньги, туда съезжаются люди. Чтобы их всех удовлетворить, стягивается еще больше денег. А кончится все тем, что стягивать будет уже просто не с кого. Эта политика обречена на провал. Другое дело, что этот провал может быть долгим и длинным, но все равно такой перекос не кончится ничем хорошим.






Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2025
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года