Уход Назарбаева подскажет элитам решение проблемы передачи власти Путиным
Уход Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана подсказывает российским элитам пути решения «проблемы 2024» и передачи власти Владимира Путина. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о том, с чем столкнутся возможные преемники президента и кто в России более «азиатский» — народ или власть.
Нурсултан Назарбаев возглавлял Казахстан почти 30 лет. Он ушел в отставку 19 марта, но сохранил статус «лидера нации», остался председателем правящей партии и будет пожизненным главой Совета безопасности страны. Пост президента до новых выборов занял спикер сената Касым-Жомарт Токаев, а сам парламент возглавила дочь Назарбаева Дарига. Казахстан граничит с Новосибирской, Омской областями России, а также с Алтайским краем и Республикой Алтай.
Нурсултан Назарбаев считался чуть ли не самым успешным из авторитарных правителей постсоветских стран. Казахстан демонстрирует устойчивый экономический рост, политическую стабильность и импортирует правосудие из Британии. По ряду показателей (на душу населения) Казахстан уже обошел Россию, не говоря уже о своих соседях. После обвала рубля в 2014 году в Новосибирск из Казахстана потянулись караваны покупателей, как за товарами, так и за подешевевшими квартирами. Впрочем, продолжалось покупательское превосходство казахов недолго — до девальвации тенге.
Но казахская политическая система имела одну «маленькую» уязвимость, свойственную авторитарным режимам. И стабильность, и развитие базировались не на устойчивых и сложившихся институтах, а на власти одного человека. Но власть любого человека рано или поздно заканчивается, и над Казахстаном повис вопрос: кто станет преемником первого и единственного президента, и как пройдет пресловутый «транзит власти»?
Угроза нестабильности сама по себе порождает нестабильность.
продолжалось покупательское превосходство казахов недолго — до девальвации тенге
В советской традиции, которая пока продолжается во многих бывших республиках СССР, в том числе — в России, ни один правитель не уходил от власти добровольно. Большинство старилось и умирало на своем посту, превратив партократическую систему в геронтократическую.
Россия, сделав пару шагов в сторону демократии, так ни разу и не сменила своего руководителя в результате выборов. А за последние 20 лет мы откатились в сторону авторитаризма, уступая по индексу свободы теперь и Казахстану.
144135
В целом, политические системы России и Казахстана сегодня кажутся почти идентичными, хотя векторы «развития» разные. Мы ограничиваем свободу в интернете и вводим наказание за неуважение к власти, а Казахстан завозит британских судей. А независимость судебной системы — один из важнейших факторов, который отличает «нормальные» страны от «ненормальных».
Кейс «транзита власти» в Казахстане станет, конечно, ключевым для решения «проблемы 2024» в России. Если у нашего южного соседа все пройдет хорошо, а Назарбаев, передав власть формально, фактически ее сохранит, то это станет путеводным маяком для российской элиты.
Мы ограничиваем свободу в интернете и вводим наказание за неуважение к власти, а Казахстан завозит британских судей
Вопрос о том, кто станет преемником Путина, не может не волновать нашу элиту. Казалось бы «мирная» смена власти в 2000 году привела впоследствии к существенной смене и «государственных олигархов», и высшего слоя чиновничества. Тысячи и десятки тысяч людей переехали из Питера в Москву. Чтобы эта новая элита обрела свое место под солнцем и на бюджетном потоке, кто-то из старой элиты должен был либо уйти на покой, либо сесть в тюрьму, либо эмигрировать.
144950
Если у кого в голове сегодня может возникнуть мысль, что именно он может стать преемником, то следующей мыслью сразу приходит — это нужно отрицать, а лучше, чтобы никто об этом и не подумал. Потому что на выскочку сейчас обрушатся все потенциальные конкуренты.
Игра в престолы крайне опасна.
Потенциальных преемников много, но у них и их сторонников вероятность все потерять куда выше, чем вероятность победить. Потому вся элита в целом заинтересована в том, чтобы после 2024 года все осталось без изменений. Если, конечно, процесс взаимного пожирания не пойдет слишком интенсивно.
Так что кто у нас более «азиатский» — власть или народ, вопрос пока открытый
Нурсултан Назарбаев, уйдя как бы в отставку, получил еще один бонус — возможность взять почести великого президента прижизненно. И вот первая инициатива его преемника — переименовать столицу Казахстана. Парламент страны быстренько одобрил ее 20 марта, и теперь не Астана, а Нурсултан. Не ошибитесь.
Бывший мэр Новосибирска Иван Индинок как-то посетовал, что мэрам не везет с народом. Народ-то, мол, у нас азиатский. Иван Иванович, наверное, не бывал в Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге. Но вот что интересно — два преемника Индинка на посту мэра — Виктор Толоконский и Владимир Городецкий обеспечили себе звание почетного гражданина Новосибирска, будучи в тот момент при власти. А депутаты городского совета, якобы народные представители, практически единогласно за это проголосовали.
Так что, кто у нас более «азиатский» — власть или народ, вопрос пока открытый. Ответ на него мы узнаем в ближайшие годы.
Алексей Мазур