Год после трагедии. Как проходят суды по «Зимней вишне»
СК закончил расследование дел о гибели 60 человек в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», но ни одно не дошло до суда спустя год после трагедии. Подозреваемые, среди которых чиновница средней руки и экс-глава регионального управления МЧС, находятся в СИЗО. Параллельно продолжаются экономические споры, связанные с владельцами сгоревшего ТЦ.
Пожар в ТРК «Зимняя вишня», который был построен на базе бывшей кондитерской фабрики, произошел 25 марта 2018 года. При происшествии, по официальным данным, погибли 60 человек. Большинство из них — дети.
Во время следствия выяснилось, что крупный торговый центр работал в самом центре Кемерова без официального разрешения на ввод в эксплуатацию. Более того, по распоряжению областной прокуратуры не проводились проверки. Губернатор Аман Тулеев ушел в отставку 1 апреля после стихийного митинга.
Трагедия обросла не только уголовными делами, но и десятками исков, среди которых обнаружилась даже история о мошенничестве с пожертвованиями, перечисленными в администрацию Кузбасса. Тайга.инфо рассказывает о самых заметных процессах.
Уголовные дела
Следственную бригаду возглавил Рустам Габдуллин, занимавшийся «Болотным делом», крушением теплохода «Булгария», расследованием дела о мошенничестве экс-главы «Русгидро» Евгения Дода и другими резонансными происшествиями.
До суда пока не дошло ни одно уголовное дело по факту гибели десятков людей в «Зимней вишне». Но СК заявил, что все расследования закончены. Всего набралось 800 томов.
По основному делу проходят экс-начальник ГУ МЧС по Кемеровской области Александр Мамонтов, глава управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Григорий Терентьев, экс-глава кемеровского Госстройнадзора Танзилия Комкова и ее зам Светлана Шенгерей. В зависимости от предполагаемых ролей их обвинили по ч. 3 ст. 293 (халатность), ч. 4 ст. 160 (растрата) и ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
139626
По версии следствия, Мамонтов вместе с Терентьевым не запланировали проверку соблюдения требований пожарной безопасности в ТЦ в 2017-2018 годах. Мамонтова также обвинили в растрате более 1,8 млн рублей из бюджета ГУ МЧС - он нанял трех сотрудников, которые фактически не работали, но получали зарплату. Комкову, которая была одной из первых задержанных по делу «Зимней вишни», подозревают в том, что она вместе с подчиненной Шенгерей подписали акт соответствия торгового центра требованиям безопасности после того, как под «Зимнюю вишню» перестроили бывший «Кемеровский кондитерский комбинат».
Танзилие Комковой дополнительно инкриминировали получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Следствие считает, что в марте 2014 года она получила от директора неназванной компании автомобиль Toyota Venza и комплект резины общей стоимостью более 1,5 млн рублей за общее покровительство бизнесу.
Дело экс-руководителя первого отряда Федеральной противопожарной службы по Кузбассу Андрея Бурсина выделено в отдельное производство. Он руководил тушением «Зимней вишни». СК считает, что Бурсин не провел разведку в ТЦ и должным образом не организовал спасение людей. Сам он говорил, что в условиях очень сильного задымления ориентироваться в огромном и сложно спланированном ТЦ было трудно. В СИЗО он пытался покончить с собой.
Чиновницы Комкова и Шенгерей, сотрудники МЧС не признали вину, как и начальник пожарного караула Сергей Генин, дело которого выделено в отдельное производство. На судах по продлению ареста фигурантов следователи заявляли о сговоре пожарных и об угрозах семьям погибших и пострадавших со стороны сотрудников МЧС.
141422
На этом фоне в декабре 2018 года телеканал ТВ3 выпустил фильм, который, по мнению потерявшего в ТЦ всю семью Игоря Вострикова, должен был создать положительный образ пожарных и показать, что в трагедии их вины не было.
Из основного дела было выделено производство в отношении технического директора ТЦ Георгия Соболева, арендатора части площадей «Зимней вишней», экс-депутата Топкинского райсовета от «ЕР» Надежды Судденок, руководителя компании «Системный интегратор», занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации, Игоря Полозиенко, его подчиненного Александра Никитина, охранника Сергея Антюшина, который, как предполагается, не включил систему оповещения о пожаре, и, наконец, гендиректора собственника здания — «Кемеровского кондитерского комбината» — Юлии Богдановой. Их связывает обвинение в нарушении эксплуатации здания — экспертиза установила, что пожар начался в детском бассейне с поролоновыми кубиками из-за короткого замыкания проводки.
После ознакомления с официальной экспертизой Игорь Полозиненко выступил с открытым письмом, что привлекать к уголовной ответственности нужно чиновников, утвердивших проект реконструкции кондитерской фабрики в ТЦ, ведь в нем изначально были заложены нарушения пожарной безопасности.
Третий массив обвинений связан со взяткой сыну главе кемеровского госстройнадзора Танзилии Комковой Эдуарду. По версии следствия, бывший гендиректор «Кемеровского кондитерского комбината» Вячеслав Вишневский передал 7 млн рублей Эдуарду Комкову через посредника для согласования перепланировки здания под ТЦ. Третий фигурант этого эпизода — бизнес-партнер Комкова Никита Чередниченко.
143311
Все кроме Вишневского оказались в СИЗО. Суд арестовал его заочно, он находится заграницей. 24 марта СК отчитался о его задержании в Польше. Решается вопрос об экстрадиции.
Мужчина, напомним, был профессиональным футболистом, играл за томскую «Томь», подмосковный «Сатурн», ярославский «Шинник», а заканчивал карьеру в любительском клубе «Кемерово». В 2013 году он возглавил томскую кондитерскую фабрику «Красная звезда», которую купила «КДВ Групп» Дениса Штенгелова.
Вишневский занялся бизнесом еще в 2004 году. Он купил деревянный дом в центре Томска и после перестройки старого здания открыл там сауну «Зимняя вишня». «Вишней» спортсмена называли болельщики и товарищи по командам. Возглавив реконструкцию кондитерской фабрики в Кемерово, Вишневский первым делом отремонтировал склад какао-бобов, где также открыл сауну «Зимняя вишня». А 28 марта 2018 года в день траура по погибшим в его томской сауне найден мертвым следователь местного управления СК, полковник Алексей Чащин, занимавшийся расследованием дел экс-главы регионального УМВД Игоря Митрофанова.
Несмотря на заявления СК о том, что проверки «Зимней вишни» не проводились по распоряжению прокуратуры, ни один сотрудник облпрокуратуры не стал подозреваемым. Прокурор Кузбасса Павел Бухтояров сохранил пост и остался одним из немногих глав силовых ведомств, которого не заменили после громкого уголовного дела заместителей Тулеева и «Зимней вишни».
Экономические дела
ТЦ «Зимняя вишня» — это переделанное производственное помещение бывшего «Кемеровского кондитерского комбината». Конечным владельцем компании был кондитерский холдинг «КДВ», основанный томским бизнесменом Денисом Штенгеловым. Он выпускает продукцию под брендами «Кириешки», «Яшкино», «Бабкины семечки», BEERka, «Чипсоны», «Бомбастер» и другими. Кроме того, у холдинга есть ритейлер «Ярче!»
139624
Основным арендатором стало ООО «Зимняя вишня Кемерово», которое принадлежало матери Вячеслава Вишневского Ираиде Вишневской. Затем учредителем и директором фирмы стала та самая Надежда Судденок, которую первой и арестовали по уголовному делу. Компания занималась содержанием ТЦ и сдачей площадей в субаренду и формально не была связана со Штенгеловым.
После трагедии «Кемеровский кондитерский комбинат» безвозмездно передал «Зимнюю вишню» мэрии и пообещал выкупить помещения тех владельцев, кто был против демонтажа здания. ТЦ сначала исключили из доказательств по уголовным делам, а в августе 2018 года снесли. В экспертизе, назначенной по решению следствия, было сказано, что восстановить точную картину трагедии невозможно именно из-за сноса здания.
Несколько местных бизнесменов, у которых были собственные помещения владельцев помещений в «Зимней вишне», подали иски в арбитражный суд Кузбасса с требованием признать незаконными заключение госсстройнадзора о проведении реконструкции комбината под ТЦ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое выдала мэрия Кемерова. Администрацю города до 2016 года возглавлял единоросс Валерий Ермаков, а его замом по строительству в период реконструкции кондитерского комбината был другой единоросс Илья Середюк, который сейчас работает мэром.
В сгоревшем ТЦ обнаружились помещения, принадлежавшие родному брату мэра Середюка Никите. Среди владельцев коммерческой недвижимости были экс-глава оперативно розыскного отдела УБЭП ГУ МВД по Кемеровской области Евгений Тутубалин, его родственница Галина Тутубалина, актриса городского театра драмы Юлия Тельная и другие. Но больше половины площадей оставались за «Кемеровским кондитерским комбинатом».
Истцы требовали признать «Зимнюю вишню» самовольной постройкой. Мэрия была против и в качестве основного аргумента приводила довод, что к моменту судебных разбирательств торговый центр уже снесли. Одна из предпринимателей Ирина Чувылкина также потребовала признать незаконными действия администрации Кузбасса, которой руководил Аман Тулеев, «в части составления паспорта безопасности на объект в отсутствие системы противопожарной защиты». Она же попросила признать незаконным бездействие областной администрации «в части не создания законом предусмотренной комиссии по расследованию причин трагедии в установленный законом срок», но в конце января 2019 года решила отказаться от требований.
В июне 2018 года, после трагедии в «Зимней вишне», индивидуальный предприниматель Николай Бабкин потребовал более 101 млн рублей от ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» («ККК») в качестве задолженности. В декабре томский арбитраж встал на его сторону, а представитель комбината не пришел в суд.
Выяснилось, что Бабкин работает гендиректором ООО «Томь-ЛТД», которое полностью принадлежит АО «КДВ». Координатор общественного центра помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня» адвокат Дмитрий Малинин говорил, что иск Бабкина может быть связан с попыткой начать контролируемое банкротство «ККК». Решение томского суда обжаловали кемеровские бизнесмены, которые потребовали от «ККК» в сумме около 46,6 млн рублей за упущенную выгоду, потерянный товар и оборудование. Они подали и апелляции, и отдельные иски. И вот тут представители «ККК» уже возражали, разбирательства отложены до апреля.
Гражданские споры
Суды пока не рассматривали иски о возмещении морального вреда. Их общая сумма превысила 2 млрд рублей, заявили в СК. В обеспечение заявленных требований арестовано имущество фигурантов почти на 700 млн рублей.
После трагедии семьям погибших обещали до 5 млн рублей (1 млн от федерального и регионального правительства, 3 млн — от основателя «КДВ» Дениса Штенгелова, 1 млн — от «Красного креста»). Еще по 2 млн рублей областные власти позже решили выплатить из 120 млн, собранных в качестве пожертвований.
140362
Для получения выплат родственникам нужно было подать заявления в соцзащиту до 1 января 2019 года. А 10 января Центральный районный суд Кемерова рассмотрел дело, связанное с возможным мошенничеством при пожертвовании в фонд помощи семьям погибших.
Жительница саратовского города Энгельс Юлия Крайнянская в начале марта 2018 года по просьбе знакомого опубликовала объявление о продаже его гаража на Avito. Через месяц, то есть уже после трагедии, объявился покупатель по имени Андрей. Он сказал, что хочет оплатить гараж по безналу, но у знакомого женщины не было банковской карты, поэтому тот попросил Крайнянскую получить деньги на ее карту. 1 апреля Крайнянская вставила свою карту в банкомат Сбербанка, Андрей «стал диктовать ей цифры, которые истец должна была набрать на клавиатуре банкомата», говорится в материалах суда.
Женщина стала жертвой мошенника. С ее кредитки списали сначала 15 тыс. рублей, а потом еще 90 тыс. рублей. Во время расследования выяснилось, что вторая сумма была переведена «на оказание помощи пострадавшим при пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня»». Но уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ приостановили «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».
90 тыс. рублей, как оказалось, поступили в бюджет Кемеровской области. Чиновники заявили женщине, что не будут возвращать деньги, потому что Гражданский кодекс РФ не предусматривает такую возможность.
«Истец указывает, что из средств массовой информации ей известно о трагедии, произошедшей 25 марта 2018 года в ТРЦ «Зимняя вишня», но ее материальное положение не позволяет оказывать материальную помощь пострадавшим, поскольку она сама находится в сложной ситуации. Кроме того, поскольку денежные средства перечислены со счета кредитной карты, то она должна и оплатить банку проценты», - приводится позиция женщины в решении.
В суде выяснилось, что «благотворительный» перевод 90 тыс. произошел за 50 минут до списания 15 тыс. рублей. Вместе с отсутствием приговора по уголовному делу о мошенничестве этого оказалось достаточно, чтобы отклонить иск.
Ярослав Власов