Прокуратура проверит использование опасных отходов «Норникеля» для посыпки дорог в гололед
Средство, в составе которого есть отходы металлургического комбината «Норильский никель», используют для борьбы с гололедом на улицах Норильска. Общественник выяснил, что вещество, из которого делают реагент, относится к отходам четвертого класса опасности. Его поставляет компания, которая была связана с экс-губернатором
Компания, которая занимается поставкой антигололедного материала в Норильске, использует гранулированный шлак — отходы Надеждинского металлургического завода ПАО «ГМК Норильский никель». Об это говорится в письме местного общественника Руслана Абдуллаева в городскую прокуратуру со ссылкой на ответ управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (копия письма имеется в распоряжении Тайги.инфо).
Противогололедный материал поставляет ООО «Илан-Норильск». «Использование отходов производства четвертого класса опасности в целях борьбы с гололедом санитарные правила не предусматривают», — сказано в обращении в прокуратуру.
Использовать шлак в борьбе с гололедом можно только по согласованию с Роспотребнадзором, подчеркнул председатель общественной организации «Мой дом» Абдуллаев. Ведомство уже выдавало предписания фирме и заводило административные дела в связи с противогололедной смесью.
137025
В прокуратуре Норильска подтвердили, что проверки ООО «Илан-Норильск» проводились в 2015 и 2017 годах. Роспотребнадзор даже требовал запретить использование шлака на дорогах города через суд, но тот лишь признал незаконным бездействие «Илана» в отношении неисполнения предписаний ведомства.
«Вопрос об использовании гранулированного шлака в качестве противогололедного средства стоит на контроле не только в территориальном отделе Роспотребнадзора, но и в прокуратуре Норильска», — подчеркивается в ответе прокурора на запрос общественника (копия имеется в распоряжении Тайги.инфо).
Прокуратура запланировала проверку на май 2019 года. Но Абдуллаев обратил внимание, что в мае реагенты уже практически не используются.
«Использование отхода металлургического производства в виде шлака в качестве антигололедного средства недопустимым и нарушающим права жителей Норильска благоприятную окружающую среду, а так же причиняющим вред экологии, — считает общественник. — Непринятие надзорными органами действенных мер по пресечению использования шлака может свидетельствовать об их личной заинтересованности в нарушении законодательства и прав граждан».
ООО «Илан-Норильск», по данным базы «Контур-Фокус», принадлежит Павлу Цуканову. Компания входила в ГК «Илан», ее первым учредителем был известный красноярский бизнесмен Юрий Марценко. Он раньше был учредителем некогда одной из крупнейших мостостроительных компаний Сибири «Трансмост».
«Трансмост» входил в ГК «Илан», владелец которой и учредитель Марценко погиб в Альпах в конце ноября. Другим учредителем «Трансмоста» был бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. В 2010 году он передал свою долю в компании в доверительное управление Марценко, а в феврале 2014 года вышел из состава учредителей. В 2014-м Кузнецов возглавилМинкавказа РФ , в 2018-м не вошел в состав нового федерального правительства.
Ранее в отношении «Трансмоста» была введена процедура наблюдения по иску компании о собственном банкротстве. Позднее по иску «Сбербанка» банкротом была признана ООО «Дорожно-строительная компания ИЛАН».
«Илан-Норильск» регулярно получал подряды от муниципальных учреждений Норильска, мэрии Дудинки и аэропорта «Норильск». Общая сумма контрактов, по данным сайта «ГосЗатраты», составляет около 10 млрд рублей.
Надеждинский металлургический завод, шлак которого могут использовать на дорогах города — это один из основных активов ПАО ГМК «Норильский никель». Корпорацию возглавляет основной акционер Владимир Потанин. 27% акций компании принадлежат «Русалу» Олега Дерипаски.
В 2019 году Владимир Потанин занял шестую позицию в рейтинге богатейших бизнесменов по версии журнала Forbes. За год его капитал, по сведениям издания, вырос с $15,9 до $18,1 млрд. С «Норникелем» связаны влиятельные депутаты и чиновники краевого и федерального уровня.