Депутаты и новосибирский синхротрон
Депутаты новосибирского заксобрания решили разобраться, что такое «Академгородок 2.0» и синхротрон. Алексей Мазур рассказывает, как они пытались это сделать.
Комитет заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике провел выездное заседание в Академгородке. Депутаты хотели разобраться, в каком состоянии находится проект «Академгородок 2.0», из чего он все-таки состоит и какие действия могут потребоваться от региональных властей для его реализации.
Депутатам и сотрудникам заксобрания провели экскурсию по Институту ядерной физики. Делегации показали коллайдер ВЭПП-2000 и установку по изучению процессов, протекающих в высокотемпературной плазме.
ВЭПП-2000 – один из нескольких действующих коллайдеров в мире. Коллайдер – это кольцо, внутри которого в вакууме на околосветовой скорости летает два пучка частиц.
Установка «Смола», в которой исследуется удержание плазым при сверхвысоких температурах, нужна для создания будущего темоядерного реактора, который, потенциально, способен обеспечить человечество практически неисчерпаемым источником энергии. Отличие термоядерного реактора от ядерного в том, что во втором распадаются очень тяжелые ядра урана, высвобождая энергию. А в термоядерном – сливаются ядра легких элементов, например, водорода или лития. И в этом процессе тоже высвобождается энергия.
Для создания термоядерного реактора на Земле нужно получить маленький кусочек солнца
В принципе, и сегодня большую часть энергии человечество получает от гигантского термоядерного реактора под названием «Солнце». Для создания термоядерного реактора на Земле нужно получить маленький кусочек солнца. Но вещество при температуре Солнца становится плазмой и разрушает всё, к чему прикасается. Поэтому ученые уже много лет пытаются построить для плазмы магнитную ловушку. Постепенно повышаются необходимые показатели – температура и плотность плазмы, но устойчивой термоядерной реакции пока не получено.
Как рассказали депутатам в ИЯФ, в 1950-х годах прогноз создания термоядерного реактора составлял 20 лет. Потом сроки отложили еще на 20, а потом и ещё. И у физиков появилась грустная шутка «в любой момент времени до запуска термоядерного реактора будет оставаться ровно 20 лет». Основным трендом в создании управляемой термоядерной реакции были ТОКАМАКи (трубы согнутые кольцом, как бублик, внутри которых плазму удерживало мощное магнитное поле). Но сегодня ИЯФ получил аналогичные показатели плазмы в ловушке открытого типа «Смола», которая на порядке дешевле. Это дает надежду в обозримые сроки получить работающий реактор не по заоблачной цене (стоимость последних ТОКАМАКов превышала миллиард долларов).
Депутатов впечатлило, что все оборудование в ИЯФ – собственного производства. Мало того, ИЯФ производит и экспортирует оборудование для ведущих проектов мира – как в области коллайдеров и синхротронов, так и для установок высокотемпературной плазмы.
Само заседание комитета прошло в Технопарке. На нем собрались спикер заксобрания Андрей Шимкив, председатель СО РАН Валентин Пармон, вице-губернатор Андрей Жуков, отвечающий за «Академгородок 2.0», ректор НГУ Михаил Федорук. Заседание вел глава комитета Вениамин Пак.
Жуков и Пармон напомнили, что в 2018 году перед выборами президент РФ Владимир Путин приехал в Академгородок и раздал массу поручений: о развитии новосибирского научного центра, создании 15 научно-образавательных центров мирового уровня и выхода России в число пяти ведущих мировых научных держав.
«Академгородок 2.0» – возможно, крупнейший из проектов развития со времен распада СССР. В «расширенный» научный центр войдет не только сам Академгородок (Советский район Новосибирска) но отчасти и соседние муниципалитеты – наукоград Кольцово, Барышевский сельсовет, Краснообск и часть Бердска. Для управления таким конгломератом поселений и хозяйствующих субъектов хотят создать автономную некоммерческую организацию, куда могут войти представители федеральных структур, новосибирских властей, научного и инновационного сообщества и «якорных инвесторов» («АФК Система» подписала соглашение с СО РАН, а Сбербанк планирует разместить в Академгородке IT–подразделение).
На создание научной инфраструктуры потребуется 274 млрд рублей, заявил вице-губернатор Жуков. На социальную, транспортную и инженерную – еще 113 млрд, из которых на бюджет Новосибирской области придется 8,7 млрд рублей. Численность населения Новосибирского научного центра должна вырасти на 25%, а объем продукции – в три раза, с 56 до 150 млрд рублей.
Глава СО РАН Валентин Пармон отметил, что «Академгородок 2.0», как и советский проект по строительству новосибирского Академгородка, рассчитан на десятилетия. По его оценка потребуется 30-50 лет. К сожалению, в последнее время утрачен опыт реализации столь масштабных и амбициозных проектов. Сегодня, в отличие от 50-х годов прошлого века, требуется согласование интересов множества субъектов: муниципалитетов, научных и образовательных организаций, инновационных компаний и инвесторов.
Среди проектов самая высокая «готовность к реализации» у синхротрона СКИФ. Он позволит изучать природу материалов, вирусов, катализаторов и химических реакций в режиме «прямого наблюдения». Это будет одна из лучших в мире машин. Ее концепция учитывает весь накопленный человечеством опыт в этой сфере.
В 2019 году предполагается начать финансирования СКИФа, который оценивается в 37 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета в 500 млн рублей пойдет на проектирование.
Представители СО РАН и облправительства уверяют, что все деньги, запланированные на СКИФ, пойдут местным производителям. Регион обладает достаточным строительным и производственным потенциалом, чтобы полностью локализовать работы.