«Мы едва не забыли, как выглядит остальной мир»: сибирские художники устроили альтернативную Венецианскую биеннале-2019 в коробке из-под обуви
Арт-группа Bertollo запустила в Новосибирске серию ироничных выставок «Сибирский павильон на Венецианской биеннале-2019». Работы 30 сибирских художников по очереди экспонируются в «гомеопатическом павильоне», сделанном из обувной коробки. Почему танец маленьких лебедей, настольная игра-бродилка, распечатка комментариев с фейсбука, абстрактная живопись и препарированная скрипка — это на самом деле проговаривание самых болезненных сибирских вопросов, разбиралась Тайга.инфо.
«Искусство должно помочь в осмыслении и принятии нынешней эпохи неопределенности, когда любой факт может оказаться фальшивым», — так куратор Венецианской биеннале современного искусства Ральф Ругофф позиционирует задачу культового мирового арт-события этой весны.
Новосибирские же художники предлагают задуматься о том, не являются ли для нас, жителей Сибири, «фэйком» статусные Венеция, Москва, весь этот развитый мир с новыми технологиями, скоростными поездами, красивыми домами. Сибирь так удалена от всего этого, и жизнь здесь так сурова и приправлена ссыльным муаром, что многое отсюда кажется нереальным.
«Может, существует это все, а, может, и нет ничего. И все это мутные фантазии и фэйки. Может, и специальные залы для выставок не существуют, а показывать работы можно и в коробке из-под обуви», — говорят художники Елена и Андрей Бертолло, авторы проекта (арт-группа Bertollo).
Узкий и темный, коридор на первом этаже хрущевки на Советской, где располагается несколько мастерских Союза художников России, и вправду похож на венецианские улочки. Я бродила там, по Венеции, всего пару месяцев назад, натыкаясь то и дело на маленькие частные галереи, студии местных живописцев и крошечные скульптурные ателье.
Здесь же, в «гомеопатической Венеции» тусклый свет тонет в старом линолеуме, проход сужают упакованные картины и подрамники, и перед открытием очередной выставки художники вытаскивают в коридор странную конструкцию из железных прутьев и новогодней гирлянды. Она напоминает длинные сваи, между которыми ставят на ночь гондолы. Теперь это точно Венеция.
Каждый вечер, начиная с 12 апреля и по 11 мая, прямо здесь, в коридоре, на небольшом простенке открывается выставка одного автора — арт-объект, вставленный в картонную упаковочную коробку. Это — Сибирский павильон на Венецианской биеннале-2019.
Мы предлагаем задуматься над вопросом — кто такие «наши» и что они делали в Солсбери?
«Так получилось, что живем мы далеко от мировых культурных центров, в середине материка. А хочется быть в самой гуще событий. Мы решили сделать свою, гомеопатическую, Венецианскую биеннале, и открывается она, между прочим, с опережением — за месяц до основной экспозиции в Венеции», — рассказывает Елена Бертолло.
«Павильон Сибири» парадоксален и неоднозначен, он подлинный и фэйковый одновременно, сложный и простой, интимный и публичный, ироничный и очень серьезный.
Так, например, Константин Скотников и Александр Габов выставили настольную игру-бродилку «Наши в Солсбери», которую купили в магазине «Галамарт» за 79 рублей (отпечатана в московской типографии «Прима» и рекомендована для детей старше 6 лет).
Когда о своем проекте художники рассказали в соцсетях, комментаторы зашлись в праведном гневе, и фейсбук-обмен любезностями дорос до вызовов на дуэль. Габов и Скотников распечатали комментарии и приложили их к проекту: теперь реакция публики сама по себе уже стала арт-объектом.
«Мы предлагаем задуматься над вопросом — кто такие „наши“ и что они делали в Солсбери? Отравление Скрипалей в Солсбери — это игрушки или не игрушки? Где границы дозволенного в играх? Здесь, получается, уже 6−7 летний ребенок может играть во все это, например, тут в баллончике нарисован яд, которым были отравлены Скрипали», — отметил Габов на открытии арт-объекта.
Елена Бертолло представила 3d-коллаж «Что случилось с маленькими лебедями после танца?». Художница напомнила, что фрагменты из «Лебединого озера» Чайковского транслировались, когда один за другим умирали генсеки в СССР и когда в России случился путч в 90-х. Маленькие лебеди стали прикрытием, фейком, для больших изменений, которые мы, жители Сибири, никак не могли контролировать и никак не могли на них повлиять.
«Танец маленьких лебедей», который уже утратил для нашей культуры свое музыкальное значение, а стал иронией, фарсом
В арт-объекте был спрятан плейер, и каждый мог, надев наушники, услышать вечно повторяющийся «Танец маленьких лебедей», который уже утратил для нашей культуры свое музыкальное значение, а стал иронией, фарсом.
Мастер абстрактной живописи Тамара Грицюк выставила проект «Потерпевшая сторона». Картину, методично истыканную комками искусственного снега (снег сопровождает нас всю жизнь), «охраняет» человек в форме ФСБ и странная темная личность в капюшоне. «Потерпевший в юриспруденции — лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред. Про землю, Родину, в русском языке тоже часто говорят „моя сторонка“, „а в моей стороне…“. Наша „сибирская сторона“ в каком-то смысле тоже „потерпевшая“ — от сурового климата, удаленности, заброшенности», — говорит художница.
Выставки арт-проекта будут открываться вплоть до 11 мая (Советская, 79а). Вход свободный (темная металлическая дверь со стороны улицы Советской). Каждый день здесь будет новая работа сибирского художника, одного из 30 участников, и зритель сможет встретиться с автором лицом и к лицу.
«Сибирский павильон» может показаться странным событием (уже мысленно читаю «мой дедушка рисовал лучше»).
Мы являемся частью чего-то великого, но так отделены и отдалены от него, что едва ли не забыли, как выглядит остальной мир
Надпись химическим карандашом «Сибирь» на стене (напоминает наколку), и этот коридор, который одновременно — и все коридоры наших школ, и коридоры больниц, и коридоры тюрем. Занавески из простой ткани, плохое освещение… Букет желтых роз, сделанный из цветного целлофана — букет арт-невесты (его поочередно вручают каждому художнику на открытии выставки). И странные, подчас непонятные арт-объекты, не поддающиеся прочтению с первого взгляда.
Но именно в этом работает неизбывная (я бы сказала: параджановская) острота, любовь к жизни и художественная точность.
Отбывая наказание в Ладыжинской тюрьме, советский художник и кинорежиссер Сергей Параджанов был уборщиком и собирал на плацу мусор, который заносил ветер. Из этой «ерунды» режиссер делал коллажи, бессмысленные, но бессмертные, поскольку это — искусство, прорастающее даже там, где расти, казалось, нечему: в тюрьме.
Нарочито упрощая весь антураж проекта, арт-группа Bertollo подчеркивает парадоксальность нашей жизни: мы, сибиряки, живем в самом богатом крае самой большой и богатой страны в мире. У нас прекрасная, красочная природа, но серые дома и разбитые дороги. Мы являемся частью чего-то великого, но так отделены и отдалены от него, что едва ли не забыли, как выглядит остальной мир.
Саша Зайцева, специально для Тайги.инфо