«Академгородок 2.0». Вопрос «оседлости» научных кадров опять повисает в воздухе
Главный архитектор СО РАН Анатолий Кондратьев о том, какую градостроительную идею предложить для «Академгородка 2.0», как создать не только инфраструктуру, но и притянуть ведущих ученых в новосибирский научный центр и закрепить в нем молодежь.
— Удачно запроектировать и построить в установленные сроки все научно-технологические, образовательные объекты и соответствующую инфраструктуру «Академгородка 2.0» — выполнима ли такая задача в постсоветскую эпоху?
— Двадцать лет тому назад я бы сказал: «Безусловно, нет!». Но сегодня не буду так категоричен. Проектировщики ГИПРОНИИ в Москве и Новосибирске технические задачи подобного масштаба уже решали. Достаточно назвать унифицированный модульный город науки в Краснообске, возведенный за два десятилетия, или уникальный солнечный радиотелескоп, который всего за семь с половиной лет запроектировали и построили в Восточной Сибири в урочище Монды. Это невероятно сложный объект, состоящий из нескольких тысяч синхронно работающих инфракторов на площади 600 на 400 метров — они воспроизводят единый оптический прибор такого же размера. Задачи «Академгородка 2.0», безусловно, будут решены, включая СКИФ. Сомнений нет.
— Специалисты спроектируют установки, в том числе класса мегасайнс, дома, дороги и так далее. Но могут ли только стены и «железо» притянуть сюда ведущих ученых страны и мира, закрепить мобильную молодежь?
— Мне, в числе группы экспертов СО РАН, в 2007 году как раз и была поставлена такая задача — предложить комплексное решение, чтобы удержать ученых в орбите своих исследований от переезда из Сибири в более теплые и комфортные края. На этом настаивал не кто-нибудь, а полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе. Государственный чиновник в принципе был уверен в том, что мотивом укоренения в Сибири может быть только многоукладная крепкая семья. И, что немаловажно, личная, достаточная для нескольких поколений земля и большой дом — независимо от профессии и призвания. Оправившись от неожиданности постановки такой задачи, мы углубились в расчеты, включая управление кадров президиума СО РАН и председателя Сибирского отделения академика Николая Добрецова. Получили результаты, изложили их в формате «Градостроительной концепции развития территорий Новосибирского научного центра до 2050 года».
Мы предположили, что за условный директивный срок решить можно и нужно. Первым шагом в этом направлении могла бы стать, как мы ее назвали, «Экономическая зона научно-внедренческого типа», расположенная примерно на 4 000 гектаров северо-восточнее Академгородка в направлении наукограда Кольцово. Проект-заказ предполагался от правительства Новосибирской области, разработка — новосибирским отделением ГИПРОНИИ по поручению президиума СО РАН.
— В чем суть вашей идеи?
— Удвоение градообразующей части населения, в ядро которой был «вшит» кадровый состав ученых и высококвалифицированных инженеров-прикладников. Получился абсолютно мотивированный результат, даже с расчетами инженерных потребностей, площадей, численностью и структурой населения. И с конечной (понятно, что ориентировочной) финансовой «ценой вопроса». Мы поняли, что главный исходный актив — это бесценные 4000 га восточнее Академгородка в направлении Ионосферной станции, поселка Ложок, Шадрихи и Камышевки. Эта земля, как дар божий, обладает всеми превосходными качествами для организации коллективного семейного очага. И находится не в шаговой, но в велосипедной доступности от научных учреждений, инновационных компаний и университета.
— Как вы считаете, можно ли обновить эту концепцию 2007 года для проектирования «Академгородка 2.0»?
— Да, но теперь никто не ставит перед нами такой задачи! Ни правительство Новосибирской области, ни кто-либо другой. А значит, приток иностранных ученых, конечно, возможен, но в небольшом количестве и на короткие сроки. Вопрос «оседлости» и воспроизводства научных кадров в Сибири опять повисает в воздухе. И, не дай Бог, будут «раскассированы» для разношерстной застройки бесценные земли, прилегающие к Академгородку, который рано или поздно все равно станет мощным центром науки, культуры и градостроительства. Знать бы, когда и в каком виде!
Передо мной стенографическая запись первого заседания оргкомитета Сибирского отделения АН СССР от 4 июля 1957 года. Обсуждают не проблемы формирования объектов науки, нет! Академики
Обсуждают всё до мелочей — не замерзнем ли в Сибири с печкой? — но при скудости первоначальных удобств ставят перспективные цели. Вот слова академика
Андрей Соболевский