Число жертв домашнего насилия выросло в Новосибирской области
В Новосибирской области выросло число жертв домашнего насилия. Полицейские отказываются принимать заявления от пострадавших или закрывают дела, заявила уполномоченный по правам человека в регионе Нина Шалабаева.
«В настоящее время характерен низкий уровень социально-экономического положения граждан, наблюдается увеличение числа граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях, увеличилась численность семей отнесенных к группе риска, многодетных и неполных семей, семей с детьми инвалидами, также наблюдается тенденция к росту социального сиротства, наркомании и алкоголизма, растет число женщин и детей, ставших жертвами насилия в семье», — сказано в отчете Шалабаевой за 2018 год, который она представила на майской сессии заксобрания.
Омбудсмен узнала о случаях, когда полицейские отказывались принимать заявления по фактам домашнего насилия либо не работали по ним. В докладе есть несколько примеров.
«В адрес уполномоченного поступило обращение гражданки Н. о несогласии с бездействием сотрудников ОП № 7 „Ленинский“ УМВД России по Новосибирску, — сказано в отчете. — Гражданка неоднократно обращалась в указанное отделение полиции с заявлениями об угрозах причинения вреда здоровью ее бывшим мужем М. По результатам проверки дознавателем дважды выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления».
128508
Другую обратившуюся избивали при детях: «Заявительница указывала, что брак между ней и ее бывшим супругом Д. был расторгнут в июне 2018 года. По определению Октябрьского районного суда Новосибирска их совместные несовершеннолетние дети должны проживать с М. на период рассмотрения гражданского дела об определении места жительства детей. Вместе с тем, Д. отказывается исполнять указанное определение, в присутствии детей неоднократно применял физическую силу в отношении гражданки М. По данному факту заявительница обращалась в отдел полиции № 6 „Октябрьский“ УМВД России по Новосибирску, однако ее заявления остались без должного внимания».
После вмешательства омбудсмена и прокуратуры начались новые проверки. Во втором случае полицейские составили административный протокол. При этом Шалабаева уточнила, что региональное управление МВД и прокуратура, оперативно реагируют на ее обращения.
В феврале 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. Поправки перевели побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения, если нападение совершено впервые.
Организация Human Rights Watch проанализировала проблему и пришла к выводу, что закон ухудшил ситуацию с домашним насилием «в разы». На отчетной пресс-конференции в октябре 2018 года исследователь Юлия Горбунова рассказала, что декриминализация «привела к ощущению безнаказанности для агрессора», а «облегченные санкции стали еще больше подрывать гарантии защиты для пострадавших» (цитаты по «Интерфаксу»). Кроме того, появились процессуальные проблемы связанные со сложностью возбуждения административного производства по делам семейно-бытового насилия.