Наталья Пинус: «Люди оказались готовы к тому, что главой города может быть женщина»
Новый выпуск программы «Чё», совместного проекта телекомпании НТН и Тайги.инфо. Гость в студии — депутат горсовета Наталья Пинус. Пойдет она в мэры как партийный кандидат и чем так ценна независимость? Что мучает депутатов, «скованных» дисциплиной? Чем объяснить коррупционный скандал в клинике Мешалкина и как Караськов не смог передать власть «по наследству»?
Ведущие — журналисты Тайги.инфо Алексей Мазур и Евгений Мездриков. Эксперт программы — доктор исторических наук, бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой.
Депутат новосибирского заксобрания Дарья Украинцева пойдет на выборы мэра при поддержке «Зеленых», сообщала Тайга.инфо. В июне она вышла из ЛДПР. Украинцева предложила горожанам сформировать ее предвыборную программу, а ее команда планирует противопоставить избирательным бюджетам конкурентов креативность.
Козодой: Выдвижение Дарьи Украинцевой — это вполне закономерное и вполне ожидаемое решение со стороны очень многих. Почему люди выходят из какой-то партии, которой долгие годы занимались? Когда теряют надежду, когда нет возможности для роста, социальный лифт отсутствует. Поэтому довольно закономерно, когда человек уходит. Я считаю, что это человек [Дарья Украинцева] довольно известный в общественно-политических кругах, хорошо раскрученный. Тем более от партии [„Зеленые“] — сейчас тема довольно звучная. И, все-таки, депутатский опыт. Поэтому, думаю, она сможет сыграть свою серьезную роль.
Мазур: Наталья, многие ждут и от вас ответа, будете ли вы выдвигаться в мэры. Вы написали в фейсбуке, что всерьез об этом размышляете. И, в частности, идти независимым кандидатом или от партии?
Пинус: Если мы вспомним прошлые и даже позапрошлые выборы, то у нас даже не стояло вопроса о том, что женщины будут баллотироваться кандидатами в мэры. И вот эта новая тенденция, которая возникает, она весьма интересна, и ее тоже нужно осмыслить. Я хочу сказать, что у нас в принципе в сообществе меняется мнение в отношении возможности женщины заниматься политикой. Вы сами это, наверное, видите. Из тех опросов, которые мы сами провели, очень многие горожане считают возможным такой вариант, когда на пост главы города может быть выбрана женщина. Мне кажется, это новый аспект в нашей жизни.
Мазур: Нужно отметить, что это не просто тенденция последнего времени, когда мы слышим об избрании женщин мэрами, а избирают женщин-оппозиционерок. Началось это в Петрозаводске, где Ширшину от „Яблока“ избрали, потом продолжилось в Якутске, и вот относительно недавняя новость — об избрании домохозяйки в Усть-Илимске мэром города. Видимо, люди разочаровались в том, до чего мужчины довели нашу политику.
Мездриков: Давайте вернемся к теме выдвижения Натальи и партиям. По большому счету, на выборах мэра — это же не Госдума, не заксобрание — партийность не имеет такого ключевого значения. Неважно, КПРФ это или ЛДПР. Этот партийный бренд не добавляет так уж много голосов. Вспомните, сколько набирали ЛДПРовцы на выборах мэра? Не так много, как на выборах в заксобрание, например. Поэтому это вопрос больше технологии — выдвигаться от партии, и тебя гарантировано не снимут. Или идти самовыдвиженцем, и тебя могут снять. Но, с другой стороны, если ты выдвигаешься от партии, то надо смотреть, что это за партии. Я так понимаю, эти моральные мучения у Натальи и есть.
Пинус: Действительно, для меня мой независимый статус очень важен как для человека, как для политика. Потому что только такой статус, на мой взгляд, позволяет продвигать интересы людей. Я неоднократно сталкивалась с тем, что люди вынуждено, из-за партийной дисциплины, принимали или те решения, которые им говорили, или, как минимум, воздерживались. И таких историй я знаю много. Это очень грустные, тяжелые истории. И порядочным людям в них бывает очень тяжело. Они переживают, болеют даже, скажем так.
Мазур: Да, мы помним мучения разных депутатов перед знаковыми голосованиями. Когда партия говорила голосовать так, а совесть — по-другому.
Мездриков: За повышение тарифов на ЖКХ, например, или против — по совести.
Пинус: Абсолютно верно. Во многом благодаря этому моему статусу я имею возможность говорить то, что я считаю нужным и важным. У других депутатов, возможно, те же самые мысли есть, они понимают это, размышляют, но они не имеют возможности это сказать.
Мазур: Интересно, кстати. Что Наталья в городском совете, что Дарья Украинцева в законодательном собрании остались чуть ли не единственными депутатами, кто говорит что-то несогласованное, без официоза, доносит альтернативную точку зрения до сидящих там депутатов. Понятно, это не приводит к какому-то решению, потому что большинство сковано цепями партийной дисциплины.
Пинус: Я, кстати, неоднократно себе этот вопрос задавала. Ты понимаешь, что ты встаешь, говоришь, и это не приводит ни к какому результату. И ты думаешь, а нужно ли вообще говорить? Потому что получается «бла-бла-бла». И что ты говоришь вообще? Это просто слова.
Мазур: А не возникает ощущения, что ты какой-то ненормальный?
Пинус: Возникает. И я с этим живу, и регулярно его осмысливаю.
Мазур: Надо просто выходить на улицу, и ты понимаешь, что ты нормальный, а не они там.
Пинус: Да, к счастью, у меня много друзей и знакомых. Я просто закончу свою мысль. Нам дана такая фраза: „Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется“. И это очень верно. Я всегда встаю, и я говорю. И, кстати, потом очень часто бывает, что какие-то чиновники, депутаты ко мне где-то подходят и говорят: „Наталья, блин, какая ты молодец! Вообще! Мы не можем это открыто сказать, но вот здесь, сейчас, в закутке мы тебе это говорим со всем почтением“. Бывает очень приятно. Еще больше убеждаюсь, что так и нужно поступать дальше продолжать.
Мазур: Наталья, вы говорите, что для вас это принципиальный вопрос — идти от партии или нет. Вы определитесь для себя, как вы пойдете? Ну и определились ли в принципе, пойдете или нет?
Пинус: Я определилась, что пойду, с очень высокой долей вероятности. Но я хочу сказать, что я иду — и пойти. Поступательно, шагами. А не то что сказать, что я пойду, а потом будет информационный „провис“ две недели, и что-то там начнется.
Мазур: То есть это еще не официальное объявление?
Пинус: Еще нет. Не решен принципиальный вопрос — идти от партии или идти независимым кандидатом. Сегодня, чтобы зарегистрироваться независимым кандидатом, нужно собрать 6 тыс. подписей. И это невероятно скрупулезная работа. Во-первых, люди, вот эти сборщики, должны пройти нотариальную регистрацию. Потом там, не дай бог, какая-нибудь помарка или ошибка, точка или запятая лишняя какой-то миллиметр выхода за границы… Ни в коем случае! Иначе подпись бракуется.
Ну, и самое что интересное. Даже если мы собираем все эти 6 тыс. подписей, то не факт, что их примет избирательная комиссия. А вопрос снятия кандидата по подписям — это, скажем так, задача. Это не проблема. Если она будет поставлена, то, скорее всего, будет выполнена.
Если не просто баллотироваться, чтобы поднять какой-то шум, а если вопрос стоит, чтобы идти на победу (а именно так планирую идти, потому что есть, действительно, настрой стать мэром и изменить что-то в нашем городе), то тут начинаешь понимать, что нужно, наверное, посмотреть на эту историю с партиями. Партию пускают без подписей, но там возникает еще одна хитрость, понимаете? Дело в том, что партия может снять своего кандидата в любой момент.
Мы провели опрос, увидели отношение людей к партиям. Сегодня очень многие горожане негативно к партиям в принципе. Конечно, там от партии к партии где-то получше, а где-то похуже, но в целом негативное отношение присутствует в сознании людей.
Дальнейший разговор — на видео.