Причиной массовой гибели рыбы на севере Байкала могла стать спирогира
Гибель рыб и раков на побережье байкальской бухты Сеногда могла наступить в результате попадания в спирогирную среду из-за сильных волн. Такова предварительная оценка специалистов, которую приводит Байкальская природоохранная прокуратура.
Природооохранная прокуратура отчиталась о начале проверки по обращению члена научной экспедиции Лимнологического института СО РАН о массовом заморе рыбы в районе губы Сеногда вблизи Северобайкальска, о котором ранее уже писала Тайга.инфо. На место гибели выезжал природоохранный прокурор, привлекший к участию в обследовании местности специалистов Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства, Северобайкальского межрайонного отдела Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия и эксперта-ихтиолога Байкальского филиала Госрыбцентра.
«В ходе обследования на побережье губы Сеногда обнаружено свыше 500 погибших особей байкальского бычка-подкаменщика и рака гаммаруса, а также водоросль спирогира в воде и на берегу, — говорится в сообщении прокуратуры. — Согласно предварительной экспертной оценке ихтиолога, гибель рыб и раков наступила в результате их попадания в спирогирную среду у побережья Сеногда озера Байкал из-за сильных волн».
Пробы воды, донных отложений и погибшей рыбы направлены в Иркутскую межобластную ветеринарную лабораторию. Результаты исследований ожидаются в течение недели.
Результаты обследования вместе с заключением эксперта-ихтиолога природоохранным прокурором переданы в Северобайкальский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны АБТУ Росрыболовства для определения ущерба и принятия мер в рамках компетенции.
Подробнее о случившемся в своем фейсбуке рассказала иркутская журналистка Юлия Мамонтова, которая работала с учеными в экспедиции. Она оценила ситуацию в этом месте как экологическую катастрофу.
В своем посте она также сообщила, что о проблеме оповещен мэр Северобайкальска, с которым встречались лимнологи и она сама: «Мэр Олег Котов намерен проводить политику по ограничению фосфатосодержащих моющих средств, но ему нужна доказательная база научных экспертов по поводу влияния фосфатов на эвтрофикацию прибрежной зоны Байкала. Представитель очистных сооружений города также был на нашей встрече с мэром. Эти КОС нуждаются в серьезной модернизации, природоохранная прокуратура требовала проведение этих мероприятий неоднократно и они в итоге запланированы госбюджетом, но важно, чтобы там была качественная очистка стоков, дабы остановить местный „спирогирный реактор“, также необходимо контролировать стоки, которые в городские КОС сбрасывает железнодорожное депо».
Первые сигналы об ухудшении экологической обстановки на Байкале стали поступать еще в 2010 году. Экспедиция Лимнологического института СО РАН, обследовавшая в 2013 году как раз побережье в районе Северобайкальска, обнаружила там чрезмерное размножение нитчатых макроводорослей рода спирогира, которые были несвойственны озеру. «Набегающие на берег волны выбрасывали черно-зеленую массу, состоящую из множества отмирающих водорослей, образуя на побережье дурно пахнущие валы, тянущиеся на сотни метров», — писало издание «Наука из первых рук».
Спирогира (Spirogyra) — род зеленых нитчатых водорослей, распространенный в пресных стоячих и медленно текущих водах. Род спирогира насчитывает 275—400 видов. Массовое цветение этих водорослей часто наблюдается в водоемах, подверженных эвтрофикации, то есть перенасыщению биогенными элементами.
В 2014 году экспедиция иркутских ученых обнаружила, что массовое «цветение» воды наблюдается уже в масштабах всего байкальского побережья. Ученые установили, что причиной массового размножения водорослей стал многолетний сброс в Байкал неочищенных или плохо очищенных бытовых стоков и фекальных вод, богатых биогенными элементами (азотом и фосфором). Их источником служат очистные сооружения прибрежных населенных пунктов и суда.
«Показательный пример — город Северобайкальск, где в городские очистные сооружения, предназначенные для бытовых стоков, сбрасывались промышленные стоки локомотивного депо, содержащие „жесткие“ моющие средства с сильным антибактериальным компонентом. Этот антисептик практически полностью подавлял деятельность „активного ила“ — бактерий и простейших, составляющих „живую“ часть всех устройств биологической очистки, применяемой на подобных сооружениях. В результате в „очищенных“ стоках концентрация минерального азота и фосфора была так же высока, как и в неочищенных», — говорилось в статье.
В природоохранной прокуратуре отметили, что последние события вновь актуализируют проблему низкой эффективности очистных сооружений. «Данный факт является очередным подтверждением необходимости принятия органами власти и местного самоуправления действенных мер к повышению качества работы очистных сооружений Северобайкальска, которые являются основным загрязнителем Северного Байкала», — говорится в сообщении прокуратуры.