Выборы мэра Новосибирска: сеанс академической гребли
Выборы мэра Новосибирска все больше начинают напоминать шоу. Большинство кандидатов предпочитают из рутинной процедуры выдвижения устроить представление, раскручивая интригу со своим участием в кампании. Ну и конечно в качестве элемента развлекательной программы активно используется старый как история России прием всенародных уговоров «может быть и пойду, но только если новосибирцы попросят».
Депутат горсовета Наталья Пинус преуспела во всех направлениях предвыборного акционизма. Очень долго определяясь с самим намерением идти или не идти в мэры, депутат с помощью соцсетей и участия в мероприятиях оппозиции заручилась поддержкой нескольких десятков общественных активистов, мнение которых, при желании, можно выдать за мнение всех новосибирцев.
Но вот с субъектом выдвижения вышла явная неувязка. Выработав за годы депутатства и общественной деятельности удобный алгоритм согласования своих шагов с аудиторией новосибирского фейсбука, Пинус и тут оказалась верна себе. На своей странице она решила провести обсуждение — каким же образом ей стоит преодолеть этап регистрации. Как самовыдвиженцу или как кандидату от какой-нибудь политической партии. В качестве основного аргумента возможного союза с политическим объединением, Пинус обозначила сложность процесса сбора подписей в свою поддержку. Подписей для регистрации кандидата необходимо более шести тысяч штук. Собирать их придется в условиях летнего информационного вакуума и тотального отпускного сезона.
Логично в этой ситуации выдвинуться от партии, тем более что дружественная «Родина» готова представить не только площадку для выдвижения, но и ресурсную базу. Об этом Пинус и постаралась аккуратно намекнуть своим сторонникам, одобрения которых она добивалась в этом вопросе, запустив обсуждение в социальной сети. Но внезапно, подавляющее число опрошенных не приняли идею партийной поддержки и тем более поддержки «Родины». Пинус попыталась переубедить активистов, но ничего не вышло. Вердикт вынесен однозначный: «только самовыдвижение, только сбор подписей. Ни о какой партии, а тем более о „Родине“, речь идти не может».
Привычка согласовывать все свои действия со сторонниками вышла Наталье Пинус боком. Очевидно, что необходимыми инструментами и ресурсами для успешного проведения подписной кампании оппозиционный депутат не обладает. Надежной партийной структуры за ее плечами нет. Сбор подписей в масштабах города — явно непосильная задача. Ну, а выдвижение от партии «Родина» для Натальи Ивановны сейчас явно нежелательно. Когнитивный диссонанс, который неизбежно возникнет в головах избирателей, если либеральный политик Пинус выдвинется от ультра-патриотичной «Родины» преодолеть вряд ли удастся. И очевидные плюсы на старте кампании (злосчастные подписи собирать не придется) плавно превратятся в жирные минусы в финале (электоральная основа либерального политика Натальи Пинус не примет ситуативный мезальянс с «Родиной»).
У настоящего политика всегда, помимо плана «А» и плана «Б» есть еще много вариантов развития событий, инструментов, приемов и уловок. Наталья Ивановна — несомненно яркий депутат и перспективный политик. Но вот опыта заключения договоров и создания устойчивых электоральных союзов, которые не вступали бы в противоречие с собственным, сформированным уже образом у нее пока нет. На личном сайте Пинус ее независимость ни от одного политического объединения вынесена как основная, системообразующая составляющая. Перед вероятным формированием альянса с любой партией, стоило хотя бы немного подкорректировать эту информацию, или пересмотреть текущие взгляды. Для опытного, системного политика это вполне нормально.
Пытаясь сохранить свою выстраданную идентичность, она оказалась в логической ловушке, которую сама же себе неосторожно расставила. Затянувшаяся попытка выбраться из этой идеологической западни может стоить депутату Пинус не только участия в текущей избирательной кампании, но и будущей политической карьеры. Избиратели подобные метания не приветствуют. Остается конечно возможность выдвижения Натальи Ивановны от какой-то другой партии, их сейчас, по данным минюста в России более пятидесяти. Но если поддержка «Родины» могла бы дать будущему кандидату Пинус организационную и ресурсную поддержку, то какой-нибудь «Женский диалог» или «Казачья партия Российской Федерации» ничем особенным, кроме регистрации помочь ей не смогут.
Наталья Ивановна стала игрушкой в руках определенных политических кланов, которые за счет нее намерены решить собственные вопросы. В том числе возможность опосредованного давления на действующего мэра Локтя, который намерен переизбраться на второй срок. Но вся интригоемкая схема может завершиться толком не начавшись — время работает сейчас не на Наталью Пинус. Чем дольше она тянет со своим выдвижением, тем больше шансов у нее упустить оппозиционную повестку. Тем более что за право обладания этой повесткой уже выстроилась очередь из других кандидатов, таких как Сергей Бойко, Виктор Козодой и Дмитрий Холявченко.
Примеры кампаний, на которых кандидатам-женщинам смог помочь победить гендерный фактор активно обсуждаются в новосибирской политической тусовке. Но в случаях Галины Ширшиной в Петрозаводске, Сарданы Авксентьевой в Якустске или Анны Щёкиной в Усть-Илимске, этот самый гендерный фактор был далеко не главным условием побед. Новосибирские выборы мэра уже заполучили еще одного кандидата-женщину. Дарья Украинцева, депутат ЗС от ЛДПР и кандидат в градоначальницы от партии «Зеленые» уже давно определилась с субъектом выдвижения и ведет активную информационную кампанию.
Александр Алгайкин