Евгений Маргулис: «В „Машине времени“ можно было сачкануть, теперь такого нет»

© vpobede.ru. Концерт Маргулиса в «Победе»
Евгений Маргулис: «В „Машине времени“ можно было сачкануть, теперь такого нет»
01 Июл 2019, 04:00

Бывший участник «Машины времени» и автор «Квартирника» на НТВ Евгений Маргулис выступил на летней веранде кинокомплекса «Победа» с сольным блюзовым проектом. Перед выходом на сцену музыкант рассказал Тайге.инфо о работе с Андреем Макаревичем, провальной записи в студии The Beatles, обмене песнями с БГ и «срани советской эстрады».

Тайга.инфо: Расскажите о своей последней написанной песне.

— Самая свежая неизвестна еще никому, даже практически мне. Я прицепился к одной фразе, написал стишок и предварительный сомнительный мотив. Не знаю, что будет. Это посвящение [певцу и экс-участнику «Машины времени»] Андрюхе Державину, которому в этом году исполняется 55 лет. Я ее выкачу как раз у него на концерте, она достаточно прикольная.

Тайга.инфо: А из тех, что уже вышли?

— Я в декабре выпустил альбом «Туда-сюда», и там, кроме трех песен, весь материал свежий. Написан в июле прошлого года. У нас есть давнишняя традиция последних лет десяти: каждое лето мы с женой едем к нашим близким друзьям в Испанию и встречаемся с Борей Гребенщиковым. Он живет там же и придумывает в беседке новые песни. Кроме нас музыкантов больше нет, и вот мы вдвоем сидим, обмениваемся идеями. В том сезоне я не показал ничего, потому что ничего не написал. Вообще ни одной песни. И пока мы возвращались обратно (а до нашей норы километров семьсот), жена всю дорогу говорила, какой я мудак и лентяй. Мы вернулись, и я сходу все написал.

145692

Тайга.инфо: Посвящение жене «Про Аню» — это как раз оттуда?

— Да-да, это все оттуда.

Тайга.инфо: Вы принадлежите к поколению музыкантов-первопроходцев, решивших, что рок-н-ролл можно сочинять и петь на русском. То же самое потом было и с блюзом?

— Наверное, да. Но на самом деле я не привязываюсь к какому-то стилю. Просто надо петь так, как ты придумываешь. Ты же придумываешь по-русски. А петь с акцентом на каком-то буржуйском языке, потому что где-то подсознательно ты хочешь, чтобы это было похоже на услышанное в детстве… По-моему, это полная ерунда. Я понял, что мне удобно петь и сочинять вещи с блюзовым окрасом. Я же не играю чистый блюз. Я играю припопсованную музыку с элементами блюза. Как Эрик Клэптон, в общем-то (смеется).

Песня либо хорошая, либо говно. Это сразу видно

Тайга.инфо: Андрей Макаревич вспоминал, что первые песни написал как раз на английском. Вы не так начинали?

— Нет, сразу на русском. Я придумывал какие-то отдельные словцы, но вообще я никогда не рассматривал себя как текстовика. Просто в какой-то момент расхотелось петь песни на чужие слова, и я стал придумывать сам. Так выходит точнее, тебе все понятно, проще.

Тайга.инфо: Что за эти годы поменялось в написании песен?

— Абсолютно ничего. Песня либо хорошая, либо говно. Это сразу видно.

Тайга.инфо: С опытом разве не быстрее пишется?

— Наоборот, медленнее. Становишься умнее плюс за базар нужно отвечать. Если раньше ты мог себе позволить — чисто по незнанию — какую-то музыкальную хрень, придумать чего-то такого, чего не существует в природе, то сейчас за каждое слово надо отвечать. В общем, история тотального пожилого и глупого перфекционизма. Мне неохота выпускать то, что может быть использовано против меня.

Тайга.инфо: Теперь каждая новая песня пишется как последняя?

146006

— Нет, либо пишется, либо нет. Просто я не могу как Борис Борисович каждое лето выпускать по альбому. Мне так не в кайф. Мне важно, чтобы щелкнуло.

Тайга.инфо: Что?

— Не знаю, какая-то фраза, услышанная рядом, глупый постер… Черт его знает, все что тебя окружает. Должно стрельнуть и лучше в упор.

Тайга.инфо: У вас много недописанных песен, черновиков?

— До фига, но это все валяется. Жена подбирает мои листочки: где-то по фразе, где-то целиком готовые песни. Не знаю, что-то не пошло, не цапнуло, я бросаю и уже не возвращаюсь. Никогда. У меня мозги так организованы, что я быстро пишу, и если что-то не идет, я этим потом не занимаюсь.

Тайга.инфо: В чем главное отличие сольного проекта от участия в группе?

— Мне в принципе нынешнее состояние больше нравится, хотя… В групповой истории можно сачкануть. И в «Машине» можно было: неохота тебе петь, есть другие. Теперь такого нет. Ты все время на первом плане, и это вечный облом. Ну. скажем, горло болит, а свалить некуда — надо петь. Все остальное — в кайф.

изначально в «Кого ты хотел удивить» пел я, но потом свалил все на Кутикова

Тайга.инфо: В каких известных песнях «Машины времени» должны были петь вы, но «сачканули»?

— Ну, изначально в «Кого ты хотел удивить» пел я, но потом свалил все на [Александра] Кутикова (смеется). Когда я второй раз вошел в эту реку (речь идет о возвращении в «Машину времени» в 1990 году, — прим. Тайги. инфо), уже было четкое распределение обязанностей: кто написал, тот и поет.

Тайга.инфо: Какой альбом «Машины» для вас лучший?

— Такого нет. Я всеми недоволен. Это вообще проблема группового творчества: когда придумываешь песню, ты учитываешь возможности людей, с которыми играешь, и постоянно себя ограничиваешь. Спустя время начинаешь писать для себя и уже не показываешь. Тут еще какая штука. Везде, где я записывал свое с «Машиной», там «Машиной» и не пахнет. Всегда был Мишка (гитарист сольных проектов Маргулиса Михаил Клягин, — прим. Тайги. инфо), были разные барабанщики, много кто. Лучших [пластинок] вообще нет. Для меня история альбома заканчивается, когда он записан. Я его потом обычно не слушаю.

Тайга.инфо: Ставшая вашей визитной карточкой песня «Мой друг лучше всех играет блюз» появилась на третьем десятке «Машины». Для рок-групп случай крайне редкий.

— Да, это был 1993 год. Я был удивлен, что народ неожиданно въехал в блюзовую структуру, в такую музыку. Не попса, не «Ласковый май», не метал, а блюз! Песня вдруг стала востребована. Помню, когда перед этим все стонали от «Шанхай-блюза» я тоже сильно удивился.

Тайга.инфо: Вы помните, как сказали Макаревичу о возвращении в группу в 1990-м и уходе в 2012-м?

— Он пригласил меня на 21-летие «Машины». Я сказал, что если что-то такое воротить, то нужно чтобы это запомнилось, осталось в мозгу обывателя. Так что тащи еще Петьку (экс-клавишника группы Петра Подгородецкого, — прим. Тайги. инфо), и мы что-нибудь учудим. После концерта Макар предложил остаться. А в 2012-м мне окончательно надоело играть то, что мы играем. Все стало превращаться в болото. У меня начался сайд-проект, у Макара пошли джазовые дела, «Креольское танго» и как-то все кончилось. «Машина времени» стала не интересна. Я сказал, все братцы, мне надоело, я сваливаю.

Тайга.инфо: Уговаривали остаться?

— А бессмысленно. Все же меня хорошо знают. Если мне что не нравится, я не буду этим заниматься.

Тайга.инфо: Запись с «Машиной» на домашней студии The Beatles Abbey Road была пиком вашей карьеры?

— Нет, ни в коем случае. Я об этом даже написал большую статью. Мы были абсолютно не готовы к этой записи. Вообще никак. Не было ни материала, ничего. Начали готовиться месяца за четыре до поездки, но по большому счету приехали ни с чем. Работали без всякого удовольствия типа «ну, что-нибудь же все равно запишем». А по мне, раз это Англия и знаковое место, надо делать все по максимуму. Мне хотелось, чтобы с нами играл [всемирно известный барабанщик] Кенни Аронофф и [басист The Who] Пино Палладино, а все остальное мы бы сделали сами. Мои кунаки сказали, что тогда это будет не «Машина Времени». Я ответил: «Ну и *** [черт] с ним, зато у нас будет прекрасный альбом, сыгранный с прекрасными музыкантами». В результате получилось то, что получилось, и для меня этого альбома не существует.

Как-то закатал себе в дорогу голимой советской эстрады 1960−70-х годов. Самую отборную срань, что тогда была

Тайга.инфо: Это был самый дорогой альбом группы за всю историю?

— Да. Там был спонсорский пакет и много всего прочего. Могу сказать, что удовольствие я все же получил, потому что Лондон был прекрасен. Я присутствовал на сведении диска «Love» (коллажа из песен The Beatles для шоу канадского цирка Cirque du Soleil, — прим. Тайги. инфо). Я видел оригинальные битловские бобины, слышал их исходные записи — вот это был самый кайф. Я был на концерте Red Hot Chili Peppers, которые тогда писались в Лондоне. В общем, это был клевый трип.

Тайга.инфо: К какой музыке вы сейчас возвращаетесь чаще всего?

— Чтобы прямо переслушивать, такого давно нет. Когда я путешествую за границей, бывает что-то специально с собой беру. Как-то закатал себе в дорогу голимой советской эстрады 1960−70-х годов. Самую отборную срань, что тогда была.

Тайга.инфо: Вы кого имеете в виду? Отс, Трошин, Хиль?

— Они плюс Юрий Гуляев, Клавдия Шульженко, дуэт Бунчиков-Нечаев, вся эта хрень. Ну, а что, не позволяет расслабиться, не уснешь точно (смеется). А так слушаю в основном интернет-радио. Есть характерные радиостанции. Одна называется Vinyl Era, там крутят первый винил 1920−30-х годов, разные джазовые оркестры. Слушаю то, что собирают на Яндекс. Музыке, их плейлисты. Из современного последнее мое открытие — группа Pizza. Очень понравились, очень клевые. На днях послушал последнюю пластинку [американского блюзмена] Кеба Мо.

Тайга.инфо: Назовите трех лучших басистов в мире.

— Пино Палладино, Пол Маккартни, Жако Пасториус. И был еще офигительный пассажир Джон Энтвистл.

Тайга.инфо: То есть ни Джон Пол Джонс (Led Zeppelin), ни Роджер Уотерс (Pink Floyd), ни Билл Уайман (The Rolling Stones)?

— Ну, слушай, мы же берем басистов, которые играют интересно и прикольно. А вот эти — большие прикольщики. Маккартни, конечно, №1. Абсолютно.

Тайга.инфо: В эфире «Квартирников» вы не раз признавались, что перед тем, как позвать группу, ничего о ней слышали. К вам правда так легко попасть на запись?

— Ну, во-первых, это моя программа: захотел — позвал. Во-вторых, я приглашаю только тех, кто мне реально нравится. У меня нет больших начальников, которые могут сказать, мол, есть одна там команда, давай-ка ты их снимешь. Если что-то предлагают со стороны, я сначала отслушиваю. Цепляет — отлично, если нет — *** [нет смысла]. Я не буду этим заниматься. Только вкусовщина. Ваенгу, например, я сам пригласил.

Тайга.инфо: Кстати, зачем?

— Совершенно случайно. На НТВ есть программа «Ты супер!», где дети поют выбранные ими песни. Как-то раз они спели Ваенгу, но из-за массы юридических проволочек повторить это было нельзя. Песня была подписана только на одну программу. А я захотел сделать «Квартирник» с финалистами «Ты супер!», и оказалось, что из-за прав на песню Ваенги ничего не выйдет. Я ей позвонил, мы замечательно потрепались. Я говорю: «Послушай, если ты такая адекватная, давай сделаем квартирник. Я, честно говоря, не знаю, что ты поешь. Видел какую-то херь одноразовую по телевизору. Приходи». Она пришла и зашарашила. Ваенга — отличная артистка! У нее музыканты — отвал башки. То же самое могу сказать про Лолиту Милявскую, которую я знаю с детства. Она реально крутая. Или Валерия. Она садилась у меня [на программе] на шпагат, пела американский джаз! Правда, опять была история с правами — мы ничего не смогли показать. Вот доделаем канал на ютубе — все выложим. Мы снимаем программы по два-три часа, а выходит час. Остается очень много материала.

Тайга.инфо: Что делать, если публике концерт не «заходит»?

— Улыбаться, только так. Главное же, чтобы энергия удовольствия шла в зал. Если ты в кайфе, то и народу будет хорошо. Все равно же приходят на тебя (смеется).

Беседовал Александр Морсин





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года