Заложники красноярского болота: как живут в домах, уходящих под воду третий год
Сильные дожди, прошедшие в нескольких регионах Сибири, спровоцировали и катастрофические наводнения, за ликвидацией которых следит президент России, и катаклизмы настолько локальные, что о них расскажут максимум в вечерних новостях на местном телеканале. Корреспондент Тайги.инфо пообщался с жителями частных домов в Минусинске на юге Красноярского края. Третий год подряд люди здесь откачивают воду из подвалов после каждого дождя и с тревогой смотрят на покосившиеся от сырости стены.
Ливни прошли в Минусинске 1 и 2 июля. Ближе к обеду 3 июля выглянуло солнце, но жители улицы Красноярской в старой части города неподалеку от так называемого «цыганского болота» по-прежнему ходят по своим дворам в резиновых сапогах. Пару сапог одолжили и корреспонденту Тайги.инфо. В доме тоже просят не разуваться — смысла в этом нет.
В каждом доме подпол на метр или больше засыпан гравием — так жильцы уже третий год подряд пытаются сдержать грунтовые воды. Но отражение люстры в темной воде погреба говорит, что и этот способ уже не работает.
Семья Могильных купила дом на Красноярской меньше месяца назад, вложив в него все сбережения и материнский капитал. Сегодня двое детей скачут по лужам, которые начинаются прямо возле крыльца их нового дома, а в огороде превращаются в хлипкое болото. Отец семейства Евгений Могильный между тем не знает, как отапливать дом, когда начнутся холода: в кочегарке тоже вода и сырость. Когда идут дожди, детей отправляют к бабушке. Сегодня же вода чуть-чуть спала, объясняет Евгений. Сразу после дождя невозможно пройти даже до уличного туалета, не то что поиграть во дворе.
Татьяна Федорова третий год ухаживает за своим братом-инвалидом, живущим в соседнем от Могильных доме. В 2017 году воду старались выкачивать своими силами, вручную. В 2018-м стало понятно, что своих сил не хватит. От постоянной сырости, по словам Татьяны, у дома начала коситься кирпичная кладка. Сколько еще выстоит постройка, непонятно. А у молодой пары, живущей рядом, во время дождей по дому плавали ковры, а из розеток шли искры, рассказала она.
Дом Валентины Курусь стоит немного выше. Весной она посадила помидоры, теперь показывает огород, больше похожий на рисовое поле, и признается, что урожая не ждет. Этот дом родители купили им с сестрой, когда Валентине было 16 лет. До 2017 года, по ее словам, подтоплений здесь не было, и каждую осень в огороде собирали урожай помидоров — овоща, который давно стал визитной карточкой Минусинска (тут даже День города называется Днем помидора).
147411Ущерб от наводнения в Приангарье оценили в 29 млрд
Теперь после каждого дождя Валентина с мужем вызывают машину для откачки канализационных вод. У местного водоканала одна машина стоит около 500 рублей. Но одного рейса не хватает: пока идут дожди, вода постоянно прибывает.
Грунтовые воды подтапливают подвалы, погреба, огороды и дворы с апреля, когда тает снег, и до поздней осени. От сырости, которая стоит в домах, люди, по их словам, часто болеют. Даже если на улице будет стоять 30-градусная жара, полностью грунтовые воды уйдут недели за три и то не у всех.
— Раньше такого не было! Как дамбу возле болота поставили, так и началось. Что они там дамбой перекрыли... Вон дом нежилой на углу стоит, так он скоро рухнет: там везде вода, —сетует жительница улицы Красноярской Людмила Кукушкина.
Виноваты дамбы и география
Еще осенью 2018 года 30 владельцев частных домов писали обращение на имя депутата горсовета Дениса Башкатова. Причиной подтоплений горожане считают множество дамб, построенных на протоке Енисея (она проходит через весь Минусинск и фактически делит город пополам), ее замусоренные берега и такое же захламленное болото.
Журналисты местной газеты «Власть труда», разбираясь в проблеме, пришли к выводу, что причины подтоплений лежат глубже во всех смыслах этого слова. Влияет и географическое положение старой части города — в котловине, и высокий расход воды в частном секторе при недостаточно развитой сети канализации, и природные осадки. В качестве примера даже приводят 1992 год, когда из-за подтоплений в городе временно разрешили сбрасывать грязную воду из болота в протоку Енисея.
Сейчас в городе разрабатывается новый проект водопонижения. В конце марта белгородское ООО «Спецгрунтстрой» было признано победителем аукциона по отбору специализированной организации, готовой приступить к разработке проекта водопонижения. Идея состоит в том, чтобы построить водопонижающие скважины с системой забора воды из почвы, ее очистки и отвода, а затем и утилизации. Проектно-сметную документацию подрядчик должен подготовить к ноябрю. Стоимость этого контракта — 7,2 млн рублей. К строительству скважин приступят, если верить местным властям, не раньше 2020 года.
Можно ли принять экстренные меры сейчас, перераспределив часть средств, — вопрос, который волнует владельцев подтопленных домов. Но кому задать этот вопрос, непонятно. Ведь местные власти уже все решили и на любые новые обращения отвечают напоминанием: работы начнутся в 2020 году. Остается ждать и надеяться, что стены до этого времени не рухнут, а вода не поднимется в жилой дом (что, как было сказано выше, уже случается).
Между тем, главной городской новостью в Минусинске в разгар июльских дождей стало начало благоустройства Соборной площади. На обновление площади со всеми парковками, «информационными стендами, повествующими об истории города», и прочими «малыми архитектурными формами» выделено порядка 100 млн рублей.
Текст и фото Ольги Лошкарёвой