Алексей Мазур: Нас лишают выбора
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о лишении избирателей права на выбор после отказа в регистрации независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму-2019. Он уверен, что ситуация может повториться и в Новосибирске.
Акция в поддержку независимых кандидатов, которых не пускают на выборы в Мосгордуму, прошла в столице 14 июля. Несколько тысяч человек прошли от Новопушкинского сквера до мосгоризбиркома с требованиями зарегистрировать ряд кандидатов, которые собирали подписи для выдвижения на выборах в городскую думу. Перед этим избиркомы признали недействительными подписи у многих оппозиционных политиков. Что любопытно, у провластных кандидатов, которые идут в Мосгордуму как «независимые», проблем с подписями не возникло.
Это важная история, и мы можем увидеть ее повторение во многих регионах, где предстоят выборы. В Новосибирске подписи собирает независимый кандидат Сергей Бойко, и большинство представителей «политической элиты» Новосибирска уверены, что эти подписи будут забракованы. Даже несмотря на их реальное качество и достоверность.
147626КАК В ИРКУТСКЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РЕГИСТРИРОВАТЬ САМОВЫДВИЖЕНЦЕВ
Если не верите, можете убедиться.
Одним из важнейших прав народа является не только право выбирать, но и право выдвигать кандидатов. Представьте, что у вас есть только право выбирать, а у меня — право предлагать вам кандидатов на выбор. Власть всегда будет у меня и только у меня.
Во-первых, я буду предлагать только полностью послушных мне кандидатов. Во-вторых, если кто-то вдруг сойдет с ума и перестанет меня слушаться, то на следующих выборах он уже не будет кандидатом (потеряет свой пост и возможность политической карьеры).
ЕСЛИ КТО-ТО ВДРУГ СОЙДЕТ С УМА И ПЕРЕСТАНЕТ МЕНЯ СЛУШАТЬСЯ, ТО НА СЛЕДУЮЩИХ ВЫБОРАХ ОН УЖЕ НЕ БУДЕТ КАНДИДАТОМ
Если вы присмотритесь к российским выборам, то увидите, что именно это схема последовательно и реализуется.
В наиболее вопиющей форме это происходит на губернаторских выборах. Закон о муниципальном фильтре написан таким образом, что в большинстве регионов губернатор или врио губернатора сам решает, кто именно будет его оппонентом на выборах. Никто, кроме «Единой России», не может собрать необходимое число подписей муниципальных депутатов. В тех регионах, где это может сделать кто-то еще (например, КПРФ), власть добивается либо неучастия коммунистов в выборах (как было в Новосибирской области), либо выдвижения удобных и заведомо слабых кандидатов. Правда, в четырех регионах России в прошлом году даже это не спасло власть от поражения.
147371
Другой механизм «зажима» — это тот фарс, который называется «партийной системой». Дмитрий Медведев лет десять назад признал ее «сложившейся», а теперь тонет на капитанском мостике флагмана этой системы.
Ряд партий имеет право выдвигать кандидатов «автоматически», не собирая подписи избирателей. Загвоздка состоит в том, что большинство партий находится на коротком поводке у администрации президента. Мы это хорошо видим на идущих выборах мэра Новосибирска. Несколько человек собрались, договорились и решили, что «Единая Россия» не будет участвовать в выборах мэра и мешать Анатолию Локтю переизбраться на второй срок. И не потому даже, что коммунист оказался хорошим мэром, а в обмен на его неучастие в выборах губернатора. Что характерно — руководство новосибирской «Единой России» в этой сделке не участвовало и было поставлено перед фактом.
По сути, наших единороссов-тяжеловесов просто отодвинули в сторонку и сказали не дергаться. Что говорит о значимости самой влиятельной партии. Чего же ждать от остальных?
Другой примечательный пример нам предъявила партия «Родина», которая сначала заявила что в ее внутренних «праймериз» лидируют Вячеслав Илюхин и Наталья Пинус. Но потом «вдруг» Илюхин не пошел на выборы (ходят слухи, что его убедительно попросили), а Пинус пошла от партии «РОС». «Родина» же выдвинула бывшего вице-мэра Данияра Сафиуллина, да и то выдвижение чуть было не сорвано звонками из Москвы.
Как мы знаем, сторонникам Навального уже который год не дают зарегистрировать собственную партию, хотя всем очевидно, что у них есть достаточная поддержка во множестве регионов России.
нужны были не простые схемы, а управляемые
Минуя партии, можно выдвинуться как независимому кандидату. И власть год за годом ведет наступление на этот институт. Сначала отменили возможность регистрироваться на выборах по залогу. Казалось бы, чего проще — кандидат вносит определенную сумму в качестве залога, его регистрируют, а если он набрал меньше 3%, залог идет в бюджет.
Отказ независимым кандидатам в регистрации
Но нужны были не простые схемы, а управляемые. Регистрацию по залогу отменили на основе популистского утверждения, что оно дает преимущество богатым. Теперь-то все равны в своем бесправии. Не говоря уже о том, что бедный, но популярный кандидат тоже легко соберет сумму на залог. Потом в ряде выборов была отменена сама возможность выдвигаться независимым кандидатам. Например, на выборах губернаторов в ряде регионов (сейчас там спешно переписывают законы, чтобы провластным кандидатам можно было выдвигаться не от «Единой России»). Или на выборах в Госдуму в 2007 году — кандидаты были только по партийным спискам.
146983
Тем не менее, на большинстве выборов осталась возможность выдвигаться независимым кандидатам. Для этого им нужно собрать определенное количество подписей. Российский законодатель сделал все, чтобы максимально усложнить этот процесс.
Во-первых, необходимо представить неоправданно большой число подписей. У нас победивший кандидат иногда набирает меньше голосов, чем нужно собрать подписей для выдвижения. Во-вторых, иезуитские требования к форме подписей. Небольшая ошибка, выход за границу квадратика, помарка — все это приводит к тому, что подпись может быть признанной недействительной. В-третьих, дорого. Например, данные всех сборщиков надо заверять у нотариуса (помните, почему отменили регистрацию по залогу?). В-четвертых, дается очень небольшое право на ошибку. Если «неправильных» подписей более 10% (из числа тех, что проверяли) — кандидат не регистрируется.
В результате у избиркомов очень широкие возможности регистрировать или не регистрировать независимых кандидатов по собственному произволу. У одних проверяем только «хорошие» подписи, у других — только «плохие».
Представляете абсурд: стоит избиратель, говорит, что сам ставил подпись, а ему в ответ — нет, ее подделали.
Если с подписями все в порядке, выводится база УФМС, которая содержит ошибки, но избиркомы верят ей, а не сборщикам. Если даже она не помогает (хотя обычно ее хватает) к делу подключаются «эксперты», которые говорят: «Подпись то ставил сборщик, а не избиратель!» Что удивительно, избирком (а потом и суд) верит «эксперту», а не сборщику и избирателю.
Представляете абсурд: стоит избиратель, говорит, что сам ставил подпись, а ему в ответ — нет, ее подделали.
Все это мы сейчас наблюдаем во время регистрации (точнее — нерегистрации) кандидатов в Москве, а вскоре, наверное, сможем в полной мере насладиться при нерегистрации Сергея Бойко в Новосибирске.
Де-факто, тем самым нас лишают права выбора. Потому что право выбора — это не только возможность голосовать, но и возможность иметь выбор.
нас лишают права выбора
Мы, беспартийные жители России и Новосибирска (а нас подавляющее большинство), фактически находимся на положении крестьян Российской империи, женщин США XIX века или сталинских «лишенцев».
Вопрос регистрации независимых кандидатов — это вопрос восстановления нашего права. Не права Яшина или права Бойко. Нас лишают права.
Как и в случае Ивана Голунова, дело не в конкретном Голунове, а в тех институтах и законах, которые позволяют твориться беспределу. В «кейсе» журналиста нужно было требовать не только освобождения Голунова (на что власть пошла), но и введения суда присяжных для широкого круга преступлений (если человека могут посадить более чем на год, например).
В случае выборов нужно требовать не только и не столько регистрации конкретных кандидатов, но и изменения законодательства. А именно — возврата регистрации по залогу и сбор подписей через госуслуги (тогда не будет спора о том, верна ли подпись или нет).
А также, как и в случае Ивана Голунова, — привлечения виновных в произволе к ответственности. В случае избиркомов есть вполне конкретные уголовные статьи за воспрепятствование избирательным правам граждан. А в случае «экспертов» — за заведомо ложные экспертные заключения.
Сегодня эти люди уверены в собственной безнаказанности, они воспринимают «резанье» кандидатов как часть своей работы. Необходимо донести до них простую и верную мысль — что они совершают уголовное преступление. И могут понести уголовное наказание столь же неожиданно, как его понесут полицейские, подбрасывавшие наркотики Голунову.
Те тоже всегда так делали, и им ничего за это не было.
Алексей Мазур