«Люди считают видеоарт бастардом кинематографа»: выставка об отношениях человека и природы открылась в Новосибирске

© Джанлука Аббате
«Люди считают видеоарт бастардом кинематографа»: выставка об отношениях человека и природы открылась в Новосибирске
17 Июл 2019, 09:02

Выставка видеоарта об отношениях человека и природы «Экоскоп» открылась в новосибирском Городском центре изобразительных искусств. Экологическая тема объединила семь проектов из Великобритании, Испании, Италии, России и Швеции: художники обеспокоены пылью, ростом городов, перенаселением, накоплением мусора и эксплуатацией животных. Тайга.инфо поговорила с куратором проекта Мариной Фоменко о современном искусстве и о том, могут ли красивые видео решить глобальные проблемы.

Тайга.инфо: Расскажите, с чего начался проект «Экоскоп»?

— Проект возник примерно 3 года назад, его предтечей стал международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом», который ежегодно проходит в Москве с 2011 года. Почти все художники, которые представлены на выставке «Экоскоп», в разные годы принимали участие в фестивале. Так мы и познакомились, поскольку я директор и куратор этого фестиваля. Когда я решила сделать выставку, посвященную экологии, а эта тема мне близка еще и как художнику, у меня есть несколько работ, посвященных экологии мусора, то я обратилась к художникам, которых эта тема тоже интересует.

Тайга.инфо: Работы создавались специально для проекта «Экоскоп» или это были готовые работы, которые вы объединили в рамках проекта?

— Это были готовые работы.

Тайга.инфо: Какая сверхзадача у проекта и у вас, как у его куратора?

— Мне бы конечно хотелось думать, что люди, посмотрев эти работы, изменят свое отношение к окружающей среде, но это не происходит так линейно. Любое искусство воздействует больше на эмоциональном уровне, тем более такое искусство, как видео, которое мы воспринимаем глазами, и связанное с движущейся картинкой. Художники высказываются не как экологи, не как ученые, не как активисты, а с помощью присущей им образности. Например, с помощью красивых видео, за красотой которых, если внимательно посмотреть, всегда есть продуманная идея, которую художник хочет донести до зрителя.

Тайга.инфо: Зачем художникам высказываться об экологии?

— Видеохудожники, как и все люди, реагируют на реалии нашей жизни. Экология волнует всех, затрагивает интересы каждого человека. Художники же выражают свое мнение с помощью своих работ.

Тайга.инфо: Вы уже несколько лет показываете этот проект в разных городах и странах. Есть ли обратная связь и о чем она говорит?

— У меня пока нет отзывов о том, как у людей изменилось отношение к экологии после посещения нашей выставки. Зато есть обратная связь по поводу видеоарта, как формы художественного высказывания. У нас часто к видеоарту относятся предвзято, это не самый популярный вид искусства в нашей стране. Бывает, что люди никогда не видели произведений, но почему-то при этом им кажется, что это неинтересные или грубые работы. Когда же они приходят на выставку и попадают под обаяние хотя бы одной работы, их мнение и о видеоарте, и о современном искусстве меняется. Об этом мне говорили неоднократно, и мне очень приятно, что так происходит.

Тайга.инфо: Сейчас у всех есть телефон с камерой, все снимают видео. Можно ли сказать, что зрители за счет этого готовы готовы к видеоарту? И почему это все еще при этом не очень популярная форма искусства?

— Мне кажется, здесь нет прямой связи. Интерес к искусству и его восприятие не являются следствием обладания телефона с видеокамерой или, скажем, набора карандашей и красок. Просмотр произведений видеоарта это труд зрителя, ведь работы видеохудожников надо именно смотреть, а не просто, проходя мимо, бросить на них взгляд. У каждого художника есть свой message — та идея, которую он хочет высказать и донести до зрителя. При этом произведение не обязано быть красивым или эмоциональным, концептуальное произведение может показаться неинтересным или непонятным. Например, работа Анны-Карин Брюс «Джунгли, часть II» не отличается яркой визуальностью, но в то же время она тонко и деликатно говорит об отношениях с теми, кто живет рядом с нами.

141837

Тайга.инфо: Насколько убедителен видеоарт в подаче материала на экологическую тему, если сравнивать с другими формами художественного высказывания, например, с документальным или художественным кино?

— Этот вопрос относится не только к экологии, а вообще к любой теме. Что убедительней — документальное кино, видеоарт или художественный фильм? Мне кажется, что к сожалению, у нас разная аудитория. Люди, которые любят кино, часто считают видеоарт бастардом кинематографа, и поэтому его просто не воспринимают. Но то, что делает художник, не обязано быть фильмом. А убедительность везде зависит в первую очередь от автора: и в кино, и в видеоарте.

Тайга.инфо: Насколько «Экоскоп» социальный проект и насколько художественный?

— Сложный вопрос, об этом, мне кажется, нужно спросить тех, кто смотрит его, как они его прочитывают. Мне хотелось совместить, чтобы было одновременно и художественное, и социальное высказывание, оказав при этом воздействие деликатными средствами, не ставя задачу шокировать, но заставляя задуматься. В проекте затрагиваются самые разные вопросы: от сохранения наследия природы до будущего мегаполисов. Внешняя красота некоторых работ обманчива, за ней скрываются серьезные вопросы, которые поднимают художники. Например, работа Люси Либотт «Сущность пыли 1», представляя прекрасную под макрообъективом вселенную пыли, поднимает вопрос о большой экологической проблеме.

Тайга.инфо: Вы работаете с художниками из разных стран. Есть какие-то различия в работе с российскими художниками и в темах, которые они выбирают, по сравнению с иностранцами?

— У нас очень хорошие и талантливые видеохудожники. Однако, в нашей стране им сложнее представлять свои работы — сказывается отсутствие необходимых институций и образовательных учреждений. Что касается тем — в Европе художники чаще ориентированы на остросоциальные темы.

Тайга.инфо: По-поводу вашей работы «Modus Operandi/Лотос и альт«, в которой вы сняли процесс очистки древнего водоема в чем магия такой архаичной работы и чему все-таки она может нас научить сейчас?

— Магия есть, ведь человек XXI века не понимает, что они делают, и поэтому очистка водяного сада лотосов, созданного в XII веке, выглядит как таинственный обряд. Вместе с тем, мимика и движения, сопровождающие эту тяжелую физическую работу в заповедном пруду, создают впечатление происходящей на наших глазах драмы, что рифмуется с прекрасным концертом для альтов Олега Пайбердина, который звучит в этой работе. Сохранение таких древних природных памятников учит нас, что бережное отношение к природе помогает сохранять экологическое равновесие веками. Так что, наверное, лучше нам не вмешиваться со своими грубыми механизмами в деликатную жизнь природы, если без этого можно обойтись.

Тайга.инфо: Но все же нельзя сказать, что это действие целиком в природе растворено. Это ведь именно человеческая деятельность, которая не противопоставлена природе, но органично в нее входит, обозначает свой регион ответственности и при этом ничего не нарушает — можно ли сказать, что это и есть идея вашей работы?

— Да, пожалуй, так можно сказать, но все-таки человеческая деятельность здесь имеет основополагающее значение, так как без вмешательства человека этот пруд скорее всего давно бы исчез.

Тайга.инфо: Выставка «Экоскоп» в Новосибирске проходит в ГЦИИ. Какие у вас впечатления от открытия и от площадки?

— Я очень рада, что получилось показать выставку в ГЦИИ — это плод усилий нескольких институций и большого количества людей это Центр медиаискусства «Сейчас&Потом» и ГЦСИ в составе РОСИЗО в Москве, и ГЦИИ в Новосибирске. Площадка оказалось очень хороша для видеоарта, хотя пришлось преодолеть определенное сопротивление материала — затемнить окна, найти нужное место для видеоаработ в залах, предназначенных для показа живописи. Мне кажется, в ГЦИИ нужно и дальше делать выставки видеоарта, потому что в этом пространстве это хорошо получается. На открытие пришло много зрителей, и я очень рада, что наша выставка вызвала большой интерес.

Тайга.инфо: В рамках публичной программы выставки состоялась ваша лекция. Вы учитывали локальный контекст, экологические особенности города Новосибирска или его художественные проекты?

— В новосибирский контекст вплетается работа Люси Либотт «Сущность пыли», которая оказалась здесь очень актуальной, потому что, как мне рассказали, пыль — одна из серьезных экологических проблем вашего города. Также в программе была показана работа «Плохая карма» (про супермаркет как круг ада — прим. Тайги.инфо) прекрасного художника из Новосибирска Дмитрия Булныгина.

Тайга.инфо: Собираетесь ли вы расширять, дополнять «Экоскоп», или это уже законченный и состоявшийся проект?

— Мне он кажется законченным, все работы собрались органично, и маловероятно, что другие работы сюда встроятся. Лучше мы будем делать новые проекты.

Беседовала Екатерина Старикова, специально для Тайги.инфо





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года