ЦК19: городской центр изобразительных искусств Новосибирска заявил о реформации
В Городском центре изобразительных искусств Новосибирска состоялась презентация «Какая галерея нужна городу?». На мероприятии были представлены миссия, позиционирование и новый фирменный стиль организации.
Спикерами события стала команда выставочных залов: директор Инна Остроменская, начальник информационного отдела Ангелина Бурлюк и куратор Петр Жеребцов.
«ГЦИИ создали в 2008 году, на месте бывших выставочных залов Новосибирского отделения Союза художников, а еще ранее на месте Союза советских художников. Долгое время эта площадка выполняла исключительно презентационную функцию: показывала персональные и групповые выставки художников из Союзов, — рассказала директор Городского центра изобразительных искусств Инна Остроменская, — но прошло десять лет, изменилась публика, изменились условия — искусство существует интернационально, изменился и сам Новосибирск. Важно добавить, что взять курс на реформацию нас инспирировали и учредители, департамент культуры спорта и молодежной политики [мэрии]. В этом смысле необходимость перемен ощущали все — и внутри, и вне учреждения».
Поводом для реформации стали внешние и внутренние причины. Спикеры подчеркнули несоответствие образа ГЦИИ образу культурной площадки в современном городе, отметили невнимательное отношение к запросам посетителей и общую некомфортность и неинклюзивность помещений, в частности, проблемы с высотностью полов и лестниц, вентиляцией.
Также сотрудники рассказали о внутренних проблемах, связанных с неэффективной организационной структурой учреждения. Для их решения выставочные залы в 2020 начнут работу над долгосрочной концепцией развития, в которую войдут планы действий по развитию отдельных направлений, в частности, по фандрайзингу.
Программно выставочные залы планируют заниматься современной культурой, этот фокус отразится в миссии, ценностях и позиционировании. «Мы хотим построить пространство для развития и диалога, в чем нам должно помочь искусство. Мы верим, что искусство не существует само для себя, это часть общества, и культура осмысляет важные общественные процессы, — рассказывает Петр Жеребцов. — Поэтому мы должны постепенно наметить переход от выставок-презентаций к кураторским проектам. Это значит, что каждый художественный проект должен быть осмысленным и содержать в себе сообщение для публики. Новосибирск — говорящий город, мы исходим из того, что искусство — это коммуникация, а коммуникация может быть искусством».
Первым шагом в сторону изменений стал новый бренд выставочных залов. Масштабная работа по его созданию началась в 2018 году. Разработчиками фирменного стиля выступили сотрудники Городского центра изобразительных искусств, учредители выставочных залов — департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска и московская дизайн-студия esh gruppa, которая уже имела успешный опыт брендинга в сфере культуры. Среди проектов студии: айдентика для Театра «Практика», рестайлинг кинотеатра «Иллюзион», дизайн и навигация для Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж».
«Нам было важно выбрать разработчиков, умеющих работать с культурой, и культурой бюджетной с ее нехарактерными сроками. И взгляд со стороны, чтобы увидеть и понять амбиции культурного пространства в Новосибирске и соотнести его с российскими и международными институциями. В брифе мы ориентировались на современность как диалог с традициями, — пояснила руководитель информационного отдела Городского центра изобразительных искусств Ангелина Бурлюк. — Преимущество esh gruppa в том, что разработчики так или иначе продолжают традиции советской школы графического дизайна, основатели студии — ученики Бориса Трофимова, автора пиктограмм к „Олимпиаде́80″ в Москве“. Их авторский почерк броский и узнаваемый, проекты отмечены международными наградами, а графические плакаты хранятся в музеях дизайна Германии и Дании».
Одним из главных изменений в рамках ребрендинга стало переименование выставочных залов в ЦК19. В название вкладываются вариативные смыслы и расшифровки, которые отражают новый фокус программной работы институции: Центр Культуры, Цель Коммуникации и Ценность Контекста. Число 19 фиксирует 2019 год, как точку пере-основания выставочных залов, а также XIX век как время рождения категории «современность» в философии, литературе и изобразительном искусстве.
«С одной стороны, нам нужно было решить проблему с узнаваемостью, мы знаем, что многие горожане не знают, что такое ГЦИИ и как выглядит логотип, — говорит Ангелина Бурлюк. — С другой, название не отображало междисциплинарные проекты центра, например, у нас есть обширная музыкальная программа с концертами академического авангарда и экспериментального джаза, публичные программы на стыке науки и искусства, просветительские проекты для детей, мы выпускаем методички как работать со школьниками. В этом смысле Центр культуры более органичное название».
Кроме логотипа для ЦК19 были разработаны фирменные цифры, построенные на тех же принципах, что и логотип для поддержки визуального единства носителей, а также конструктор афиш, пригласительных, роллапов.
Девизом ЦК19 стала фраза «Все можно представить иначе», призванная ознаменовать новую программную стратегию бренда. Девиз подчеркивает призыв институции к публике, к коллективному со-творчеству и диалогу, вовлечению и участию в созидании новых идей и возможностей.
Использование нового фирменного стиля и названия начнется в сентябре, после подготовки и согласования уставных и прочих документов.