Боеприпасы пропадали со склада под Ачинском, который взорвался
Учреждение Минобороны, которому подчинялись склады боеприпасов, взорвавшиеся в Красноярском крае, нарушало пожарную безопасность, но на сигнализацию и огнетушители не было денег, выяснила Тайга.инфо. Из воинской части под самим Ачинском пропадали снаряды, а военный городок находился в удручающем состоянии.
Пропажа снарядов
Снаряды начали взрываться под Ачинском в воинской части 5 августа, сообщали местные власти. Взрывы продолжаются до сих пор, свидетельствуют очевидцы, хотя Минобороны заявило, что пожар на складе ликвидирован.
«Взрывы продолжаются. Их не слышно в городе, но на оцепленной территории, где я сегодня побывал, их слышно хорошо, — рассказал Тайге.инфо автор проекта „Борус“, журналист Виктор Самусенко. — Детонации происходят с интервалом в 30−60 секунд. Рвутся, судя по всему, одиночные снаряды от высокой температуры на складе».
Власти Ачинска и Красноярского края в своих первых сообщения употребили устаревший номер в/ч 74008. Часть №74008 была зарегистрирована в 1995 году, но позже была реорганизована. Она получила номер 586610−49 и стала подчиняться «1062 Центру материально-технического обеспечения Центрального военного округа (ЦВО) в/ч 58661». На ней базировались подразделения РВиА (Ракетный войска и артиллерия).
148045
Как рассказали в социальных сетях люди, которые в разное время побывали в воинской части, на территории всегда располагался склад боеприпасов. Там же хранились и ракеты, следует из судебных решений по гражданским спорам руководства части с подчиненными, которые изучила Тайга.инфо.
В 2017 году руководство в/ч №58661 обнаружило недостачу боеприпасов. Пропали 48 снарядов ПБР-412 к 100-миллиметровой полевой пушке «БС-3» образца 1944 года, более 1,3 тыс. снарядов для зенитно-ракетного комплекса С-60 и другие. Общий ущерб оценили почти в 1 млн рублей. Иск предъявили заведующей хранилищем склада №3 по фамилии Витковская.
Женщина, впрочем, объяснила, что никаких документов на эти боеприпасы не было. Она считала, что недостача образовалась из-за неразберихи во время очередной отправки снарядов на утилизацию (подрыв). «Ящики с боеприпасами никто не вскрывал, — приведены ее показания в решении Ачинского городского суда. — Кроме того, по указанию руководителя ею направлены на утилизацию боеприпасы, фактически не состоящие на учете в войсковой части».
Минобороны требовало от Витковской деньги, но суд отклонил иск, потому что истек срок давности. Кроме того, горсуд обратил внимание на неоднократные отказы в возбуждении уголовного дела в отношении женщины.
Нарушения безопасности
В 2016 году Кировский районный суд Екатеринбурга (в Екатеринбурге располагается штаб Центрального военного округа) рассматривал иск военного прокурора к в/ч №58661−82. Эта часть с похожим на ачинскую номером, расположенная в Курганской области, также подчиняется «1062 Центр материально-технического обеспечения ЦВО в/ч 58661». Прокурор заявил, что проверка показала многочисленные нарушения пожарной безопасности.
«Вопреки требованиям <…> Федерального закона <…> хранилища №2, 12, 15, 17, 17а, 18, 24, 28, 52, 58, 46, 63, 69, 80, 81, 218 до настоящего времени не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией», — говорилось в решении.
Не хватало и огнетушителей: «Объекты войсковой части не в полном объеме укомплектованы первичными средствами пожаротушения. На момент проверки отсутствовали 11 единиц огнетушителей углекислотных (ОУ-5) и 416 единиц огнетушителей порошковых (ОП-5)».
148046
Командир части признал нарушения, но заявил, что они не устранены «по причине бездействия вышестоящих органов военного управления, что в первую очередь обусловлено отсутствием финансирования на эти цели».
Всего части требовалось 502 огнетушителя. Суд удовлетворил иск военного прокурора в полном объеме. «1062 Центр материально-технического обеспечения ЦВО в/ч 58661» обязали обеспечить воинскую часть сигнализацией и огнетушителями, а также оштрафовали на 6 тыс. рублей.
В решении суда отмечалось, что «несоблюдение требований пожарной безопасности и фактическое отсутствие в указанных воинских частях необходимого противопожарного оборудования, в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь наступление тяжких последствий в виде гибели и травматизма людей не только в границах данных воинских частей, но и граждан, проживающих в близлежащих населенных пунктах».
Деревня Каменка
Гигантские склады боеприпасов, которые начали взрываться 5 августа, располагаются в деревне Каменка Ачинского района Красноярского края. Поселение прочно связано с воинской частью.
До 2007 года в деревне работал детский сад, который учредило Минобороны. Но заведение было ликвидировано.
В Каменке также расположен военный городок «Ачинск-13». В нем всего семь многоквартирных домов, писало «Радио Свободы» в 2017 году. Издание рассказывало, что в домах, которые принадлежали Минобороны, начались серьезные проблемы с ЖКХ.
По словам жителей, в пятиэтажках не было света, отопления, двери и окна выбиты, а во дворах скапливались грязь и мусор. В одном из домов подвал заполонили крысы и черви. Надзорные органы предупредили коммунальщиков, но потом резко выросла кварплата: жильцам двухкомнатных квартир пришли платежки на 10 тыс. рублей.
Ситуация не устраивала жителей «Ачинск-13», и они записали видеообращение к министру
Даниил Тарабукин и Ярослав Власов