Демократия не важна для россиян. Они принимают западные ценности, но видят их по-своему
Свободные выборы важны для россиян, а права меньшинств — не очень. Социолог Высшей школы экономики Алла Салмина изучила отношение к демократическим ценностям у жителей России и европейских стран.
Социолог измерила отношение к демократии через желание граждан жить в условиях этой политической системы, а также оценку ее эффективности.
Жители стран Северной Европы (Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции) больше всего привержены демократии (9,3 балла из 10). Гораздо меньше сторонников демократии в бывших странах социалистического лагеря, прежде всего в Литве и Украине (7,9 баллов). При этом россияне меньше всех европейцев считают для себя важным жить в стране с демократической формой правления (6,6 баллов).
Еще сильнее граждане европейских стран разошлись в оценках реальной эффективности демократии и степени демократичности своих государств. Самыми демократическими видят себя жители Северной Европы (7,8 баллов из 10), а российская оценка оказалась почти в два раза ниже (4,4 балла). Кроме того, россияне меньше остальных европейцев удовлетворены работой демократии в своей стране.
Понимание людьми демократических принципов социолог проверяла через отношение к 15 признакам демократии. Самыми важными для всех стран оказались свободные и справедливые выборы, возможность оппозиции критиковать правительство, достоверная информация в СМИ о деятельности правительства, защита прав меньшинств, возможность открыто выражать свои политические взгляды, в том числе радикальные.
В свою очередь, россияне понимают демократию широко, а большинство ее признаков для них значимы. Самыми важными демократическими принципами считают свободные и справедливые выборы, возможность свободно и открыто выражать свои политические взгляды и предложение избирателям по-настоящему разных программ политических партий.
При этом подход к интересам меньшинств в стране иной. В России защищенность их прав в наименьшей степени считают признак демократии, в отличие от всех остальных стран — как западных, так и социалистических в недавнем прошлом.