Пока не Швейцария. Личный опыт туриста в Хакасии
Скудный сервис, разбитые дороги и душ на корточках: Хакасию пытаются называть «Сибирской Швейцарией», но насколько это оправдано? Прекрасные озера, исторические памятники привлекают туристов из разных уголков России, а денег и усилий на их обустройство явно не хватает. К счастью, в некоторых местах природа сама позаботилась о людях.
Личный опыт президента Новосибирского астрономического общества и автора Тайги.инфо Сергея Масликова, который побывал в республике впервые с 2007 года.
За 12 лет со времени предыдущей поездки впечатления о Хакасии несколько сгладились, и мне захотелось не только освежить их, но и поделиться с подросшими за это время детьми. Тем более, в республику можно добраться на машине — около тысячи километров в одну сторону. Поскольку я готовился к «дикому туризму», пришлось приобрести недостающее оборудование — палатки и спальные мешки. Благо, с этим сейчас проблем нет.
Маршрут планировался по основным достопримечательностям северной части Хакасии, более близкой к Новосибирску — озера Белё, Шира, Тус, пещеры, природные и археологические объекты: Туимский провал, Сундуки, горы Кузнецкого Алатау.
Первое разочарование наступило при посещении озера Тус. Раньше его часто сравнивали с Мертвым морем за высокую соленость, достигающую 275 г на литр воды. В этом году спокойно полежать на воде уже не получилось. Говорят, что концентрация соли снизилась вдвое, но информация об этом замалчивается. В остальном за 12 лет ничего не изменилось — разбитая дорога от трассы, платный въезд, скудный магазинчик, необорудованные входы в воду, грязные туалеты.
Наши случайные попутчики, которые специально ехали на это озеро, так и не решились зайти в воду из-за обилия водорослей на поверхности. Впрочем, есть один плюс — появился бак с водой, где можно, сидя на корточках, слегка ополоснуться от соленой воды.
К счастью, природа сама позаботилась о людях, неподалеку находится небольшое пресное озеро Киприно. Считается, что в его живую воду обязательно нужно окунуться после мертвой воды озера Тус.
145882 В сибири давно научились жить по своим законам
Главные озера Хакасии — это Шира и Белё. Первое — для цивилизованных туристов, есть приличные отели и инфраструктура для питания и развлечений, многочисленные сувенирные лавочки. Впрочем, с грустью можно констатировать, что за 12 лет и здесь мало что изменилось. Разве что вход на пляж стал платным. Увы, Шира проигрывает в сравнении даже с курортом на озере Яровом в Алтайском крае, который хорошо знаком новосибирцам.
На озере Белё, находящемся всего в нескольких километрах от Ширы, обстановка совсем иная. Здесь разгул дикого, лишь слегка оцивилизованного туризма. Признаки окультуривания вносят частные фирмы, поделившие между собой многокилометровый берег. Самостоятельно подъехать к воде, как раньше, не получится. Заплатив 400 рублей с машины, отдыхающий получает на сутки место для палатки, пакет для мусора и туалет в 100 метрах от берега. Все остальное — питьевая вода, дрова — за отдельную плату.
К счастью, чистейшая вода озера компенсирует все недостатки. Белё считается лучшим местом для купания. Здесь мы увидели сотни машин, прибывших из соседних регионов. Понятно, что скопление людей влечет за собой нетрезвые выходки и громкую музыку со стороны случайных соседей. Из-за этого пришлось даже менять свое местоположение. Нам встретились упорные туристы, которые все же прорвались через заградотряды и нашли еще не застолбленный участок берега. Думаю, что это ненадолго.
Обязательные элементы туристической программы в Хакасии — Туимский провал и Сундуки. Провал за 12 лет никуда не делся. Вход платный (сразу вспоминается Остап Бендер, собирающий деньги у Пятигорского провала). Теперь здесь появился экстремальный аттракцион — прыжки со стометровой высоты на дно провала, где находится озеро с ярко-зеленой водой. Стоит это «развлечение» 4 тысячи рублей, и есть желающие. В старых штольнях, пронизывающих гору, проводятся экскурсии.
Сундуки — это место соприкосновения с прошлым. Здесь находятся древние наскальные изображения и обсерватория. Около 30 лет их исследовал новосибирский академик Виталий Ларичев. Память о нем здесь хранится в музее, работающем на территории Первого Сундука. Здесь создан небольшой туристический центр, чего раньше не было. Конечно, добраться сюда нелегко по каменистой и вдрызг разбитой дороге. Ее состояние наглядно показывает бессилие местных властей, особенно на фоне развитой сети оросительных каналов, сооруженных у подножия Сундуков в I веке до нашей эры и сохранившихся до наших дней.
141857
В заключении расскажу еще про одно притягательное место Хакасии. Близко к границе с Кузбассом находится поселок Приисковый. Когда-то здесь добывали золото. Ныне старый поселок пришел в совершенно ветхое состояние. Но на его руинах строятся современные отели для фрирайдеров, любителей кататься по снежной целине. Снег здесь достигает толщины 4 метров и лежит с октября по июнь. Летом туристы совершают паломничество на горные озера — Ивановские. В июле на берегах второго озера еще лед и снег — яркий контраст на фоне сочной высокогорной растительности. Горные речки и водопады делают это место совершенно сказочным.
Прочувствовав на своей машине с низким клиренсом гравийные дороги и скудный туристический сервис Хакасии, автору захотелось узнать, куда же уходят федеральные деньги, направленные на целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». С экрана телевизора нам настойчиво внушают, как много усилий прилагает наше правительство для того, чтобы «улучшить инфраструктуру туристско-рекреационного комплекса России, повысить качество туристских услуг».
Впрочем, поделенный на всю страну объем бюджетного финансирования программы — 69 млрд рублей на семь лет с 2019 по 2025 год — не впечатляет. Вряд ли что-то дойдет до Хакасии. Несчастный Ростуризм, проваливший прошлую программу (на 2011–2018 годы), теперь передали из ведения Министерства культуры в Минэкономразвития. Но вряд ли это что-то изменит.
Тем не менее, в этом году минкультуры Хакасии с гордостью сообщило, что в туристическом рейтинге республика потеснила Горный Алтай и Туву, заняв аж 57 место по стране. Понятно, что внимание Москвы направлено в первую очередь на особые экономические зоны Северного Кавказа и Крыма. Какие-то крохи перепадают Байкалу и Бирюзовой Катуни.
Хакасия, где в 2018 году к власти пришел коммунист Валентин Коновалов, дополнительного финансирования, по всей видимости, не дождется. Поэтому название «Сибирская Швейцария» (так, впрочем, называют и Ергаки в Красноярском крае, и Катунский заповедник на Алтае — прим. Тайги.инфо), которое иногда встречается в прессе, — это аванс на далекое будущее региона.
Сергей Масликов, специально для Тайги.инфо