Внести раскол в монолит системных партий. Смысл «умного голосования» и бедная Россия
Первое потепление с Украиной, 16 трлн кредитов для домохозяйств, негативные прогнозы Орешкина, Россия — родина отработанного ядерного топлива, Чернобыль сегодня и «умное голосование» Навального: чем коммунист лучше единоросса. Итоги недели в программе «Тайга.взгляд».
Видеоподкаст с участием руководителя аналитического отдела Тайги.инфо Алексея Мазура и редакционного директора сайта Евгения Мездрикова.
Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, так вы будете первыми получать уведомления о новых передачах и роликах.
Видео Кирилла Канина
Приводим частичную расшифровку:
Об отношениях России и Украины
Алексей Мазур: Хотелось бы, чтобы обмен пленными был началом чего-то большего — нормализации отношений или хотя бы попыткой этой нормализации, потому что понятно, что совсем нормальными отношения между Украиной и Россией в ближайшие годы или десятилетия, по-видимому, не станут. Хорошо хотя бы то, что от захвата людей, их удержания и вынесения приговоров перешли к обмену и освобождению. И еще отрадно, что, как я прочитал, прекратилась стрельба на разграничительной линии в ДНР, то есть перестали гибнуть люди с обеих сторон. И это тоже очень важно. Может быть, более важно, чем обмен пленными. Будем надеяться, что на это не остановятся, и разговор продолжится.
Евгений Мездриков: Здесь политическая воля должна оказаться сильнее рейтингов. Потому что на обоих лидеров явно давит общественное мнение. Особенно на Зеленского. Так как он популист, насколько у него хватит ресурса, воли, убеждения?
Мазур: Ну, с одной стороны, Зеленский популист. С другой стороны — его победа, в том числе, связана с усталостью от войны, так что общественное мнение на него не так однозначно влияет. И на российского президента тоже. Понятно, что такого ура-патриотизма — «давайте мы еще что-нибудь к России присоединим» — уже нет. Скорее есть желание нормализации отношений — не только с Украиной, но и остальным миром. Несомненно, это запрос ощущается Кремлем, измеряется социологически. И в этом смысле это движение [России и Украины навстречу] продиктовано, в том числе и популистскими соображениями.
Об ухудшившихся прогнозах Минэкономики и закредитованности населения
Мазур: Если человек хочет просидеть в своем кресле больше года или двух, то ему не стоит демонстрировать слишком большой оптимизм, а то спросят, где результаты. И Орешкин «переводит стрелки» на Центробанк: мол, роста не будет, потому что выдали слишком много кредитов. У банков заняли 16 трлн рублей. Я поделил на население России: получилось примерно по 114 тысяч, включая стариков и детей. На каждого взрослого — около 150 тысяч.
Надо еще учесть, что есть существенная доля людей, которая не берет кредиты, а делает вклады в банке. Скажем так, они ведут здоровый финансовый образ жизни. Это означает, что на остальных — по 200–250 тысяч на человека. Учитывая, что из средней зарплаты 20–25 тысяч нужно просто на жизнь тратить, то получается, что людям нужно рассчитывать лет 10 по своим кредитам, и то еще не факт. Выглядит достаточно угрожаще.
Что еще очень важно. Есть сравнения с другими странами — мол, у нас все еще не так плохо. Но в других странах кредит дают под 1%. Ты взял, 20 лет спокойно рассчитываешься — да, ты в долгах, но всё понятно и стабильно. А у нас — 10%, 12%, 18%.
А микрофинансовые организации с их процентами — это просто отжим недвижимости у населения. Понятно, что когда человек занимает у них существенную сумму, он некредитоспособен, потому что иначе пошел бы в банк, а там дают ему с твердым пониманием, что, скорее всего, он не расплатится, а к нему потом придут коллекторы и что-нибудь отожмут.
О тактике «умного голосования»
Мездриков: Чем внук Зюганова или бывший министр культуры СССР Губенко в Мосгордуме будут лучше единороссов? Ведь голосовать они будут точно так же.
Мазур: Очень простое объяснение. В условиях, когда вся несистемная оппозиция (та, что против «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России») снята с выборов, она не имеет шансов на победу. Но! Можно повлиять на то, кто из «системников» победит. И в этом смысле разумно класть этот «камушек» «на весы» против того кандидата, кто наиболее ненавистен. Да, тот тоже сволочь. Но, когда ты такую логику применяешь, у любых псевдооппозиционных появляется существенный стимул становиться более оппозиционными, чтобы этот электорат иметь и дальше.
Не будет такого, что завтра снесет всех системных политиков, они все исчезнут, а вместо них придут новые. Хотя пример Украины показывает, что это может быть. Но и то не все. Более вероятен вариант, что они внутри начнут расползаться по разным векторам. То есть, КПРФ перестанет быть верным союзником «Единой России», а станет опять условно оппозиционной партией, но более оппозиционной, чем сейчас. Или «СР», или «Родина». Это вполне вероятно.
Понятно, что в следующем [электоральном] цикле будет запрос на более радикальных политиков. Но сейчас решаемая задача — внести раскол в этот монолит четырех системных партий. И это разумная и довольно эффективная стратегия в случае, если ты не имеешь шансов на собственную победу.
В Новосибирске мы прошли этот этап, но он был искусственно возвращен. Поэтому пока что несистемные политики здесь смогут выйти на передний план и в основные игроки, но получится ли победить — это большой вопрос. Особенно если посмотреть на результаты независимого социологического опроса, который Tayga Research провела. Но все равно в этом смысле Новосибирск впереди Москвы — оппозиция пытается преодолеть более высокую планку, чем просто решить между коммунистом и единороссом.
Мы видим, что Новосибирск — гораздо более свободный и конкурентный регион. И выборы здесь более настоящие, чем в той же Москве. До недавнего времени там не было городской политики. Просто всё было закатано в асфальт, никого это не интересовало. Когда нам говорят, что в Москве демократия — ну какая демократия? Там просто федеральная политика творится, вот и всё. А что касается городских дел — там до прошлого года не на что было смотреть.
Вопрос бесправности [депутатов] — это вопрос желания. На самом деле, в каждом субъекте федерации, в каждом городе парламент более важен, чем исполнительная власть. Если он захочет эту власть использовать. Проблема в том, что нигде у нас депутаты не хотят использовать свою власть. Они просто исполняют роль департамента по законотворчеству при мэрии или при губернаторе.