Новосибирская программа неблагоустройства
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур прошел по улицам Новосибирска, что было весьма непросто из-за ремонтных работ, и решил, что в городе полностью отсутствует контроль за подрядчиками, которые проводят благоустройство с нарушением СНиПов.
За прошедшую неделю в новосибирском фейсбуке обсуждалось сразу несколько «ляпов», которые были сделаны при благоустройстве разных улиц города. Среди них и зацементированные деревья на Красном Проспекте, забетонированные липы на улице Богдана Хмельницкого и пандус на улице Кирова, поперек которого поставлен дорожный знак.
Кроме этого, мы все лето наблюдали за ремонтом Красного проспекта. Бывшие тротуары и пешеходные переходы превратились в полосы препятствий, а местами на них даже установили ограждения от пешеходов, заботливая выталкивая их (то есть нас) на проезжую часть под колеса автомобилей.
Для маломобильных групп граждан, мам с маленькими детьми реконструируемые улицы оказались совершенно непроходимы. Впрочем, им не привыкать, ведь у нас всю зиму так.
После общественного шума ряд ляпов был исправлен. Деревья вдоль Красного проспекта и липы на Богдана Хмельницкого освободили от бетона. А депутат Иван Конобеев, возглавивший после смерти Дмитрия Прибаловца рабочую группу горсовета по борьбе с пылью в городе (я в нее тоже входил, но уже год никто не звал меня на заседания), объяснил причины недоразумений на Богдана Хмельницкого.
«На работы подрядчик вышел. Немного наплевательски отнесся к движению по тротуару: щебенку вывалили горками на всей протяженности пешеходного пути вдоль ремонтируемого газона. Не пройти, не проехать. Замечание сделал исполнителям работ, но они только на третий день открыли проход, — пишет депутат в соцсетях. — Смутили бордюрные камни вокруг лип. После разговора с защитниками Богдашки (или Богданки?) сомнения усилились. В общем, подрядчик оказался, действительно, неправ. Теперь бетон и бордюрный камень от корней лип убрали».
Я и сам прошелся по ремонтируемому Красному проспекту и сделал фотографии тех мест, где ремонт делается не по-человечески.
Ремонт тротуара рядом с домом №4 по улице Урицкого.
Ремонт бордюра (он же поребрик) на перекрестке улиц Урицкого и Октябрьской (представьте себе старушку с клюкой, преодолевающую этот ров).
Перекресток Красного проспекта и улицы Октябрьской, пандус упирается прямо в столб светофора (возможно, светофор перенесут, но уверенности в этом нет).
Пешеходный переход через Красный проспект рядом со зданием правительства области. Никого не смущает, что переход превратился в полосу препятствий.
Тот же перекресток. Добро пожаловать на газон. Ну, а кто с колясками — взлетайте.
Ну, а здесь — добро пожаловать на проезжую часть. Это дорога к детскому травмпункту.
Как руководитель аналитического отдела, я вижу систему в этих разрозненных (на первый взгляд) безобразиях. А точнее — ее отсутствие. Эксперт ОНФ Александр Стефанов объяснил нам в программе «Чё» о СНиПах, по которым на время работ должны обеспечиваться временные пешеходные переходы, о которых, кстати, горожан должны информировать через СМИ. Но в Новосибирске я такого не вспомню.
«Если читать СНиПы по безопасности, то должны организовываться временные пешеходные переходы. Если есть какая-то канава или разрытие, там должны быть трапы с перилами, со сплошным настилом, с возможностью заезда маломобильных людей. Жители не должны испытывать дискомфорт. Это предусмотрено нормами, это предусмотрено законом. А если это предусмотрено нормами, это „сидит“ в расценках. То есть в сметах на строительство при различных видах дорожных работ такая статья затрат есть. Но она не реализуется, на этом предпочитают экономить, ведь спроса и контроля нет, — говорит эксперт. — Опять же, чтобы обеспечить движение пешеходов, должны разрабатываться временные проекты организации дорожного движения. Это тоже предусмотрено законом. Причем о них должны информировать через СМИ, люди должны с ними ознакомиться. Там достаточно подробная, четкая и понятная процедура, как эти временные решения должны быть реализованы. Но сегодня между тем, что должны делать заказчики и подрядчики, и тем, что мы видим, очень большая разница. И это происходит с 2017 года. Мы на это обращаем внимание, но это в авральном порядке [исправляется]: где-то пальцем показали, заметили несоответствие — устранили. А во всех остальных местах — остается, как есть».
И вот мы видим, что нет никаких временных пешеходных переходов. Никто не озабочен организацией временных схем движения пешеходов. И даже депутату горсовета Ивану Конобееву только на третий день удалось добиться от подрядчика работ на Богдана Хмельницкого организации прохода по тротуару.
Это означает, что в мэрии Новосибирска уже несколько лет отсутствует орган, который систематически проверял бы ход ремонтных работ. Это означает, что в Новосибирске отсутствуют ощутимые штрафы для подрядчиков, выполняющих ремонтные работы с нарушениями. Это означает, что со своими прямыми обязанностями не справляются ни чиновники мэрии, ответственные за контроль таких работ, ни Совет депутатов Новосибирска, который не принял за эти годы никаких решений по ликвидации системной бесконтрольности.
Впрочем, судя по результатам выборов, жителей Новосибирска все устраивает и они готовы и дальше годами прыгать через рукотворные канавы и преодолевать полосы препятствий.