Предвыборный пасьянс в Новосибирске
Перенарезка округов, партийная дисциплина, политические торги и возможный «пакт о ненападении» перед выборами 2020 года в Новосибирске. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о намечающихся особенностях предстоящих городу и области кампаний. Ответственными со стороны «Единой России» за них будут депутат Госдумы Виктор Игнатов и спикер заксобрания Андрей Шимкив.
Не успело завершиться голосование за мэра Новосибирска, как началась подготовка к выборам депутатов горсовета и регионального заксобрания. «Единая Россия» вышла из искусственной комы, в которую ее погрузил на год «пакт Травникова-Локтя». Из Москвы в Новосибирск прилетел секретарь генсовета «ЕР» Андрей Турчак и выдал партийные директивы. На встрече с Турчаком оказался ограниченный круг лиц, но слухи быстро расходятся по политической тусовке города. А часть решений и вовсе не были секретом.
Организационные новости выглядят так: штаб у «ЕР» будет один и на горсовет, и на заксобрание (хотя некоторые ожидали их разделения). Его руководителем станет спикер регионального парламента Андрей Шимкив, а куратором от руководства партии — депутат Госдумы Виктор Игнатов.
Тут есть любопытный нюанс — Андрей Шимкив не является членом «Единой России» (не являлся до недавнего времени). Виктора же Игнатова в 2013 году из «Единой России» исключали — за нанесение партии вреда. А в 2016 без шума и пыли приняли обратно.
Логика назначений, в общем и целом, понятна. Шимкив де-факто является лидером «партии власти» в регионе. Не зря он в 2015 году смог избраться председателем заксобрания вопреки воле тогдашнего губернатора Владимира Городецкого и партийного отделения «ЕР». И с тех пор держит в руках «парламентское большинство», которое в Новосибирске формируется не только и не столько по партийному принципу.
149168
Виктор Игнатов считается одним из лучших политтехнологов Сибири. В 2019 он отвечал за выборы в Горном Алтае, где «Единая Россия» получила неплохой для себя результат. Кроме того, он имеет хорошие связи как с КПРФ (до избрания депутатом Госдумы он был вице-мэром у Анатолия Локтя), так и с еще одним «центром влияния» в лице Виктора Толоконского, чьим соратником был долгие годы. Про возможные амбиции экс-губернатора на предстоящих выборах тоже ходят упорные слухи.
Теоретически, Игнатов может достичь того «договорняка», который считается образцом проведения выборов, когда в каждом округе будущий победитель известен еще до начала кампании, а сама она должна стать лишь подтверждением ранее достигнутых договоренностей.
Для этого партийное руководство дало директиву: в очередной раз изменить систему избрания городского совета. Перед прошлыми выборами к 40 депутатам, избираемых по округам добавили 10 человек по партийным спискам. Тогда это тоже было установкой федерального центра, против которой возражали (но были вынуждены подчиниться) новосибирские единороссы. На этот раз предлагается выборы по партийным спискам в горсовет отменить.
Можно было бы подумать, что мы просто вернемся к схеме 2010 года. Но нет. Число депутатов предлагается оставить неизменным (50 человек). Это означает полную перенарезку округов в городской совет.
Для действующих депутатов горсовета, независимо от их партийной принадлежности, это острый нож. Четыре года они удобряли и окучивали свой округ, общались с ТОСами, старшими по подъездам, подкармливали активистов, красили лавочки и заборы, прибивали таблички к объектам благоустройства («Депутат Имярек — детям»). И тут — на тебе: в новом округе от твоего старого будет в лучшем случае половина (я уверен, хитроумие Игнатова будет использовано в полной мере, чтобы кому надо достались почти те же округа, а кому не надо — клочки от них).
Казалось бы, безумная идея — зачем уменьшать шансы действующих депутатов? Но надо учитывать, что в «Единой России» и за ее пределами есть условно две силы — те, кто сидят на своих округах, и те, кто хочет на них сесть. Последние сильно заинтересованы в перенарезке. А увеличение числа округов расширяет возможности для торга. Такое «перетряхивание» шахматной доски превращает Виктора Игнатова в демиурга новой политической реальности.
149130
Любопытно, что все эти новации обходят стороной заксобрание — там пока нет речи ни про отмену партийных списков, ни про перенарезку округов.
Впрочем, есть нюанс. Принять решение об отмене партийных списков и об увеличении числа округов в городском совете должны сами действующие депутаты. Из которых 10 избраны по партийным спискам, а остальные 40 «сидят» на своих округах. Хватит ли партийной дисциплины для принятия таких решений — очень интересный вопрос.
Еще одна важная директива — кандидаты «Единой России» должны идти от своей партии. Никаких глупостей с самовыдвижением не предполагается. А тем, кто попытается уклониться от партийного флага, грозят дисциплинарными мерами, вплоть до исключения.
Некоторые мои собеседники удивляются такому решению. Почему в Москве единороссам можно было идти самовыдвиженцами, а в Новосибирске — нельзя? Ведь очевидно, что это ухудшает их шансы.
Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности. Любой политический и бюрократический институт стремится к самовыживанию. Если кандидаты «от власти» перестанут баллотироваться от «ЕР», а повсеместно пойдут самовыдвиженцами — зачем тогда вообще нужна партия? Зачем нужны ее руководящие органы? Через год или два такой практики неизбежно встанет этот вопрос. Тем более, конъюнктура оказалась на стороне «твердых единороссов». В отличие от 2018 года, все кандидаты в губернаторы, шедшие от «Единой России», победили в первом туре. А многие «самовыдвиженцы» в Москве все равно проиграли от «умного голосования», как бы они ни прятали свою принадлежность к «ЕР». Поэтому кости выпали так, что в 2020-м единороссам придется идти в бой без камуфляжа.
В общем, на данный момент расклад на предстоящих выборах будет зависеть от ответа на два вопроса: удастся ли Виктору Игнатову создать «договор о ненападении» между «системными игроками» и «расписать» округа; и смогут ли что-нибудь противопоставить этому «несистемные игроки»?