Немецкий эксперт рассказал, как закрыть Гусинобродскую свалку и построить мусорный завод
Специалист по материальным потокам и экономике замкнутого цикла, старший научный сотрудник берлинского Института прикладной экологии Гюнтер Дехуст при поддержке генерального консульства ФРГ посетил Новосибирск и прочел открытые лекции о системе переработки отходов в Германии. Можно ли использовать немецкий опыт на сибирской земле, ученый рассказал в интервью Тайге.инфо.
Тайга.инфо: Как научить людей сортировать мусор?
— Есть очень много систем, которыми можно ввести сортировку мусора. Но вероятно, что та система, которая есть в Германии, не подойдет для России. Опыт показывает, что обязательно нужно учитывать региональные особенности, привычки того населения, которое там проживает. Кроме того, законодательство, промышленность, которая там есть, насколько хорошо на рынке можно продавать продукты, которые будут перерабатываться. Нужно развить концепцию, где тесно будут связаны две вещи: законодательство и информирование граждан, чтобы они шли рука об руку.
В Германии нет штрафов за несортировку мусора. У нас это система стимулов. Людям выгодно сортировать мусор, потому что в этом случае за его переработку они платят меньше.
Еще один удачный опыт — когда эта система вводится в школе. То есть маленьким детям и школьникам начинали объяснять, как важно сортировать мусор и как именно его нужно сортировать. И соответственно, здесь было достигнуто два эффекта: кратковременный — когда они приходили домой и рассказывали своим родителям о том, что они узнали, и долгосрочный— ведь они уже знали как правильно поступать с мусором, когда вырастали.
Тайга.инфо: В Новосибирске существует большая проблема с переработкой мусора. Отходы из города идут на четыре полигона, самый большой из них — Гусинобродский, ему уже 57 лет и он продолжает использоваться. Можно ли его просто закрыть? Какие варианты рекультивации существуют и сколько это стоит?
— Просто закрыть никак нельзя. Здесь есть очень много задач, которые нужно перед собой поставить и выполнить. Во-первых, нужно создать концепцию, каким образом можно закрыть эту свалку. Конечно, надо исследовать грунт, на котором эта свалка находится, понять, много ли там веществ, которые портят почву, и есть ли они там вообще, кроме того, понять много ли там газа, выходит ли газ. Перед тем, как приступить к рекультивации, ее необходимо исследовать.
141222
Самый первый шаг — сделать свалку, по форме напоминающую крышу, чтобы та вода, которая попадает на отходы, не просачивалась в почву, а стекала с крыши. Далее нужно пробурить специальные установки, чтобы уходил газ, и чтобы там совсем не было воды. Далее сделать, чтобы весь мусор осел, — сверху на него накладывать тяжелые материалы, например камни, и только после того, как все осядет, эту свалку можно скрывать. Когда последний этап наступает, свалка закрывается, делается изоляция. Этот верхний слой должен быть водонепроницаемым, чтобы вода не могла проникнуть внутрь. Это необходимо для того, чтобы отходы, находящиеся под изоляционным слоем, постепенно высыхали.
Но, несмотря на это, за ней все равно необходимо следить, в частности, контролировать выход газа, потому что, по наблюдениям, из таких свалок газ может выходить годами, или даже сотнями лет. Кроме того, нужно вести наблюдение за территорией, которая находится рядом со свалкой, потому что вредные вещества могли проникнуть в грунтовые воды, и если это случилось, то нужно отсасывать их насосами, очищать и только потом возвращать обратно в почву.
Если исследования показывают, что загрязнение от свалки уже попало в грунтовые воды, то нужно свалку с этого места переносить на другое. И этот мусор должен быть переработан, а остатки перенесены.
В Германии каждый владелец такого мусорного полигона за свою работу получает определенный доход. А с этого дохода он должен делать определенные отчисления, чтобы за этой свалкой был постоянный контроль.
Это все стоит примерно 100 евро за тонну.
Тайга.инфо: В Новосибирске уже несколько лет существуют планы по организации мусоросортировочных комплексов, но дальше планирования месторасположения они не заходят. Никто не хочет жить рядом с таким предприятием. Как поступать в таком случае?
— В Германии тоже были проблемы такого рода: никто не хотел, чтобы такая установка стояла рядом с их домом.
Самое главное в таком случае— информирование населения, разъяснительная работа. Предоставление информации о том, что эти установки будут сделаны на высоком уровне, что ими не будет нанесено никакого ущерба экологии и окружающей среде. Нужно уметь коммуницировать: сидеть с людьми за одним столом, обсуждать, проводить дискуссии, и только в этом случае возможно строительство таких установок, как для сортировки мусора, так и для его переработки.
Важным моментом является выбор места размещения. У нас в этом участвуют ученые, и именно они выбирают наиболее удобное место для такой установки. Чаще всего, это места, где жилье находится достаточно далеко, или же выбирается место вблизи промышленных комплексов, потому что они уже создают шум, и постройка такой установки в таком месте никому уже не помешает. Еще один очень хороший вариант — размещать мусороперерабатывающие установки рядом с полигонами и свалками.
Тайга.инфо: Какой механизм взаиморасположения и взаимодействия в Европе мусороперерабатывающих и мусоросортировочных предприятий? И как бы вы предложили расположить такие предприятия в Сибири?
— Относительно вашего региона, я не могу ответить однозначно, потому что для таких проектов необходимо провести исследования, посмотреть на месте, и только тогда будет понятно, как было бы лучше.
Что касается Германии, то это совершенно разные ситуации и системы. Есть большие комплексы, где все находится в одном месте, но есть и также сортировочные комплексы в одном месте, а после сортировки отходы расходятся по разным перерабатывающим заводам. То есть две системы совершенно разные.
Тайга.инфо: Какой процент переработки мусора для Германии сейчас является нормальным? А к какому проценту стремятся министерства?
— Если говорить о бытовых отходах населения, то в зависимости от того, как идут расчеты, от 50 до 70%.
148770
70% — это те отходы, которые сортируются и отправляются на перерабатывающие заводы, которые потом из этого производят различную продукцию. Но у этих перерабатывающих заводов образуются свои отходы, это примерно 20%. И если эти 20 из 70 вычитаем, то получаем 50%. Это то, что у нас сейчас есть.
Наша цель — это не просто то, чего мы хотим, наша цель установлена нашим законодательством: к 2035 году мы должны перерабатывать минимум 65% отходов. Но эта цель поставлена перед всей Европой, поэтому наша цель — чтобы во всей Европе перерабатывалось больше 75% отходов. Но исходные условия в разных странах Европы совершенно разные, а что касается Германии, мы этой цели достигнем где-то через 5−8 лет.
Тайга.инфо: В Новосибирске живет 1,5 млн человек, а по области — 2,5 млн. Как вы думаете, сколько нужно средств и предприятий, чтобы начать перерабатывать отходы и решить нашу проблему со свалками?
— Для ваших территорий мне очень сложно давать какие-либо оценки, но в Германии, чтобы такого рода установки хорошо функционировали, нужно от 100−150 евро на 1 тонну отходов. С временем эти цифры меняются — чем лучше организуется процесс переработки, и чем более ценные вещества могут извлекаться из отходов в процессе этой переработки, тем меньше соответственно цена.
100 евро стоят те отходы, которые нужно полностью перерабатывать. Если мы говорим об отходах, которые содержат ценные материалы — здесь уже другие будут цифры. Потому что, например, на переработке металлов можно зарабатывать, если это бумага, то это выходит в ноль, если это переработка пластика и упаковок, то это 20−30 евро за тонну. То есть в среднем получается 12 евро на одного жителя, который производит до 40 кг мусора, который нужно перерабатывать.
Татьяна Душутина