Конечная станция театра. Перформанс «Предел» в новосибирском метро

© Валентин Копалов
Конечная станция театра. Перформанс «Предел» в новосибирском метро
14 Дек 2019, 05:54

XIII Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске представил самое необычное событие программы. Перформанс «Предел» прошел на станции метро Гарина-Михайловского, ночью, после закрытия. Тайга.инфо испытала «Предел» и узнала, какие художественные смыслы может создавать пространство метрополитена.

Полпервого ночи. Закрытое метро. Вход — строго по спискам у охранников. Только 100 человек (приглашенных или успевших зарегистрироваться за неделю до начала).

Изначально перформанс «Предел» погрузил зрителей в эксклюзивный контекст. Собравшихся, многие из которых явно давно в последний раз спускались в подземку, со скоростью от силы 15 км/ч везет уставший за день вагон. Маршрут: станция «Сибирская» — станция «Гарина Михайловского», конечная. Кто-то из многочисленных представителей мэрии шутит: «А я сразу сказал: хорошая идея собрать все руководство вместе и взорвать». Настроение было задорным почти у всех, несмотря на поздний час.

Директор Первого театра Юлия Чурилова захотела сделать «Предел» еще в начале 2019 года: оттолкнуться от пространства метро и в коллаборации с мэрией создать уникальное событие ко Дню театра. По техническим причинам проект пришлось перенести с марта на декабрь. Авторы нынешней версии — режиссеры Сергей Чехов, Полина Кардымон и арт-группа presidiomodelo (Евгений Лемешонок, Владимир Бочаров, Денис Франк).

«Предел» — конечная станция, провокация зрительских ощущений в привычном городском пространстве метро, которое сейчас в наших глазах может стать «произведением искусства». «Не ждите спектакля-представления, где актеры что-то показывают, а зрители — смотрят», — говорилось в анонсе.

В центре пустынной станции стоит микрофон, в который авторы зачитывают, как они сами это называют, «метропоэзию». Начиная с простого перечисления окружающей среды («мраморных колонн 34, на лавках 8 заклепок, 4 люка»), они, расхаживая взад-вперёд по станции, уткнувшись в телефон, прямо на ходу дописывали новые «подземные стихи», основанные на своих ощущениях.

«Меня зовут вагон, и люди в нем молчат».

Зрители свободно бродят по станции. Кто-то разглядывает надписи на мраморных колоннах, на которые раньше не обращали внимание, кто-то вздрагивает от звука прибывающего поезда (саунд-дизайном занималась арт-группа presidiomodelo), кто-то вслушивается в тексты, которые авторы продолжают по очереди зачитывать в микрофон.

«Мне нравится сама эта ситуация, что мы все как будто застряли в метро и не можем из него выйти», — замечает актриса «Глобуса» Арина Литвиненко. «Что у нас пляшут-поют, вагоны-музеи открывают мы еще вроде привыкли, а здесь совсем что-то непонятное», — говорят скучающие в сторонке работники метро.

«Вообще метро — это такое пространство, которое все мы воспринимаем как утилитарное, — считает театральный критик и куратор Ника Пархомовская. — Ты ничего здесь не делаешь, кроме передвижения из точки, А в точку Б. А внутри перформанса мы внезапно остановились и огляделись вокруг. То же со звуком: обычно любой звук здесь заглушается, коммуникация почти невозможна, здесь же на звуке наоборот поставлен акцент. Но мне хочется больше интерактива: поспать я могу и на конвенциональном спектакле, но, придя сюда, в такое специфическое пространство, я не понимаю, почему меня не вовлекают в действие. По-моему, было бы уместным разгерметизировать спектакль, придумать какую-то игру со зрителями».

Будто по сценарию как раз после этих слов Ники к микрофону все чаще стали подходить сторонние зрители, чтобы прочитать навеянные мраморным пространством строки.

«Изначально казалось, что это четко прописанное событие: и по тексту, и по всей обстановке, — рассказывает одна из самых активных зрительниц Ксения Марамзина. — Потом я стала замечать слишком большие пробелы между текстами авторов спектакля и подумала: кажется, надо что-то делать, не просто ведь я пришла сюда послушать и походить по станции несколько часов подряд. Я вычленила алгоритм написания текста, который изначально был у ребят: сначала они записывали то, что видели вокруг, затем выдергивали куски текстов друг у друга, а я начала примешивать к этому и какие-то свои ощущения».

Получилось примерно следующее:

«стекло

глаза

стекло

смех

в метро самый некрасивый свет

но в метро самые красивые люди

человек напротив читает книгу

что-то из романтиков

кажется

станция одна, а стороны

разные»

«Это какая-то новая форма диалога со зрителем и пространством — через поэзию. Когда стирается граница между авторами и зрителями. Особенно в метро, где все всегда кажутся друг другу чужими», — добавляет Ксения.

Через два часа станция значительно опустела. Все надписи на колоннах прочитаны, все «метростихи» рассказаны, все пошли спать.

«Нам с соавторами сразу стало понятно, что просто делать здесь театр как-то грустно. Вот когда ты еще спустишься в метро ночью? И когда у тебя будет возможность походить по этой станции и рассмотреть ее? — отмечает один из авторов „Предела“ Сергей Чехов. — Думая над „Пределом“, мы много говорили про субъективное восприятие чего угодно. Мы никаким образом не претендуем на создание произведения искусства — задача была конкретная, связанная с попыткой сформулировать какой-то опыт, в котором ты вдруг видишь, что обычные вещи, все что угодно вообще вокруг, при определенном ракурсе работают по-разному: ты можешь относиться к метро утилитарно, а можешь вдруг осознать его как набор артефактов, что оно обладает не только служебными свойствами, но и теми, которыми ты наделяешь его сам — в меру своего культурного кода, воспитания и того, как у тебя сложились нейронные связи. В идеале то, что происходило, каждый должен был воспринимать индивидуально. Либо не воспринимать, и это тоже норма, в этом нет проблемы».

Поэтому авторы принципиально отошли от ограничений, привычных для театра: «Выключите телефоны, не болтайте, сядьте и тихо смотрите».

Текст - Олег Циплаков

Фото Валентина Копалова



Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:


© Тайга.инфо, 2004-2020
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика