Чего ждать от правительства
Премьер-министром России назначен экс-глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Решение может говорить о том, что система попыталась найти силы на перестройку.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур постарался отыскать плюсы в смене премьер-министра России. Но успех будет зависеть от истинных желаний
15 января я писал о возможном преемнике Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, и трех вариантах. Первый — главой кабмина станет будущий преемник Путина на посту президента (если Путин планирует покинуть этот пост в ближайшие год-два). Второй — назначат человека, чьей задачей будет реформирование правительства и, вообще, российской экономики. И третий, как мне казалось, наиболее вероятный, вариант — нас ждет технический премьер.
Так какой же вариант реализовался? Очевидно, что Михаил Мишустин не кандидат (пока) в главные преемники. Не прослеживается тесных долгих и доверительных отношений с Путиным, нет накопленного политического потенциала.
Тактико-технические данные Михаила Мишустина, говорят, что не является он и техническим премьер-министром. Судя по его биографии и по результатам работы в Налоговой службе, Мишустин — человек, который решает проблемы и выполняет поставленные перед ним задачи. И сам может их ставить (подробнее, например, здесь). Мишустин — реальный технократ (в отличие от большинства назначенцев в регионы, которых назвали технократами по недоразумению).
151469Как путин захотел поменять конституцию
Для меня это является серьезным признаком того, что Путин (вопреки моим ожиданиям) осознал все же глубину проблем российской экономики и государственного управления. То есть, отставка правительства Медведева — это не только пиар. Это в существенной степени отставка потому, что правительство не справлялось со своими задачами (что было очевидно очень многим). Премьер-министром стал дееспособный человек. Это очень похоже на серьезную попытку исправить ошибки.
Желание исправить дело есть, но дальше вопрос — насколько оно сильно. Что в Путине сильнее — желание оставить стабильную, успешную и развивающуюся Россию (не сомневаюсь, что такое желание есть) или желание сохранить комфортное окружение, своих преуспевающих друзей и опираться на тех, кто ему не перечит (и такое желание у него тоже, наверняка, есть).
Первые испытания появятся при назначении новых (а может и старых) министров. Но самое серьезное случится в тот момент, когда меры по оздоровлению экономики и государственного управления упрутся в то, во что они уже упираются. В коррупцию и непотизм. Когда станет вопрос, что важнее — правильно потратить средства на проект, или потратить их через правильных людей. Когда к успешному управленцу придут силовики, потому что управленец принял решение, которое ущемляет тех, кому они покровительствуют.
Две цифры, две важные цифры. Всего 2−3 млрд рублей в год воруют из федерального бюджета, по отчетам силовиков. И 20 млрд было изъято при обыске всего у двух полковников-силовиков.
Прикроет ли Путин премьера реформатора, когда дело дойдет до серьезного столкновения? Предыдущие реформаторы были принесены в жертву политической целесообразности. И Алексей Кудрин, и экс-министр обороны Анатолий Сердюков (тоже выходец из ФНС, по странному стечению обстоятельств).
Очень интересно. Я-то полагал, что система пойдет только на те изменения, которые нужны для того, чтобы оставить все, как есть. Это означало бы крах, хоть и отложенный. Но иногда, когда казалось бы, уже все обречено, системы находят в себе силу на перестройку (правда, иногда слишком поздно). Посмотрим, что будет в этот раз.