Как приготовиться к коронавирусу из Китая в Новосибирске
Готова ли медицинская инфраструктура к приходу коронавируса из Китая? Есть ли план по борьбе с эпидемией? Что могут сделать новосибирские власти? Какие меры нужно принять уже сейчас? Рассказываем о каникулах в вузах по примеру Монголии, обеззараживании транспорта и подъездов, методичках для медиков и алгоритме действий.
Свои предложения по подготовке системы новосибирского здравоохранения к возможному приходу коронавируса высказал политолог, медик по образованию Яков Савченко. По его словам, местные чиновники боятся выражать мнение первыми, а именно регионы должны подталкивать федеральный центр к созданию плана по борьбе с эпидемией.
В программе «Чё» на телеканале НТН24 Савченко объяснил журналистам Тайги.инфо Алексею Мазуру и Евгению Мездрикову, какие меры, по его мнению, нужно принять в первую очередь. Приводим запись эфира и краткую расшифровку.
Что происходит
Как город-миллионник Новосибирск находится в главной группе риска, как и Москва, Санкт-Петербург, и Иркутск с Читой — это те города, которые наводнены китайцами. Это сейчас те точки, которые должны внушать наибольшее опасение при таком количестве бравурных рапортов о всеобщей готовности.
Думаю, что в первую очередь должны приниматься те решения, которые могут быть просто реализованы и не повлекут за собой серьезных экономических последствий, но в тоже время достаточно эффективны. Таким решением по предотвращению распространения инфекции мне видится мера, которая была принята Монголией примерно 10 дней назад. Нужно было немедленно объявить продление каникул и переход на домашнее обучение всех учебных заведений — от начальных классов до вузов.
В отношении вузов это даже более актуально, потому что есть достаточно большое количество студентов-китайцев, которые должны были приехать и приехали с каникул, так как эта мера не была вовремя введена. И они являются потенциальными распространителями инфекции. Они уже какое-то время находятся в каком-то общении со своими сокурсниками или с теми, с кем они соседствуют в общежитиях. Это значит, что при том инкубационном периоде, который сейчас оценивается в 14 дней и может протекать бессимптомно, никто не проследит за их контактами. Это значит, что они будут контактировать и в том месте, где они живут, и куда они ходят. Их не изолировали, а за каждым человеком в таких обстоятельствах не проследишь.
В условиях глобализации, в условиях повышенного туризма и в условиях той степени разрухи, в которой находится наше здравоохранение по всем статьям, нам предстоит столкнуться с этой проблемой. И как мы на нее будем реагировать, ни у кого пока ясности нет. В этом смысле федеральная власть принимает некоторые достаточно взвешенные и правильные решения. Например, несколько дней назад они разослали по всем клиникам специальные методические рекомендации о том, что это за вирус, каковы принципы его диагностики, лечения, возможные осложнения. Это правильная мера.
Во-вторых, сейчас под Тюменью они создали специальный центр, чтобы туда эвакуировать людей, которые находились за границей. Это меры правильные, но половинчатые. Решения в качестве реакции на эту проблему носят очень разнородный характер. Это доказывает, что единого плана пока не выработано. И в этом смысле регионы, конечно, должны оказывать помощь федеральной власти в виде предложений, в виде инициативы «с мест».
Каким должен быть план
Мы можем сделать немало даже на местном уровне. Во-первых, мы можем создать штаб — для этого достаточно чиновников и бюрократического аппарата, и тех, кто, как я, готов в этом поучаствовать. Я думаю, что таких людей немало, потому что многие понимают степень угрозы. Главная цель — выработка решений. Нужно выиграть как можно больше времени до распространения инфекции, чтобы, во-первых, максимально к этому подготовиться, во-вторых, чтобы выработать некоторый алгоритм действий, план, которого нет. Когда начинается пожар, некогда искать огнетушитель. Мы должны знать, где висит он, где песок, топор и так далее.
Я думаю, что сейчас на уровне местных властей должен быть разработан алгоритм совершенно локальных мер по предотвращению распространения инфекции. Что я имею в виду? Во-первых, чтобы не допустить парализации экономической жизни в Новосибирске, нужен четки алгоритм обеззараживания общественного транспорта. То, что сейчас происходит в Чите. Я думаю, что тут дело за кварцевыми лампами. Нужно понять, как это сделать в метро. Видимо, надо эти лампы расставлять по вагонам, чтобы в момент, когда поезда находятся в депо, использовать это время, чтобы ультрафиолетом обрабатывать все поверхности. Это эффективнее, нежели раствор хлорамина. Иметь представления, как будут обеззараживаться подъезды и лифты, которые служат главным источником заражения, насколько я понимаю, сейчас в Китае.
Каждый человек, который приехал из Китая и у которого возникли эти симптомы, должен понимать, что с ними не нужно идти в поликлинику, а нужно обращаться в скорую помощь или специальный центр. Но здесь же другое. Мы видим, что по материалам СМИ, что девушка не смогла сдать анализы на коронавирус, хотя искала, где это сделать. В итоге она не нашла никаких других вариантов и пошла в поликлинику, чем вызвала там общий переполох. И это тоже реальность.
Называть такой подход паникерством — это неправильно. Никто не говорит, что нужно спасаться всем, кто может. Речь идет о том, что паника заканчивается тогда, когда люди понимают, что делается если не все необходимое, то, по крайней мере, все, возможное при данных условиях. Нужно провести детальный анализ, и на выходе он должен обеспечить алгоритм действий для каждого уровня власти.