Подозреваемому сломали грудину в отделе полиции Бурятии, где до смерти запытали юношу
Житель Улан-Удэ заявил о пытках в отделе полиции. В том же самом здании ранее скончался 17-летний юноша, которого убили сотрудники МВД. Сообщалось и о других фактах пыток.
Полицейские задержали 49-летнего рабочего Николая Фролова полицейские схватили по заявлениям двух подозреваемых в поджоге киоска в Прибайкальском районе Бурятии. Его пытали в здании республиканского управления уголовного розыска МВД на улице Ключевская, 21а, рассказал он газете «Номер один».
12 декабря 2019 года сотрудники полиции заставляли Фролова оговорить себя и подписать признательные показания о поджоге киоска. Он отказался, тогда его пытали: «Я помню, как мне перекрывали кислород, но сам момент, когда сломали грудину, уже нет. Был без сознания, очнулся от сильной боли в груди».
После этого оперативники отвезли мужчину в Октябрьский районный суд Улан-Удэ, где лейтенант полиции по фамилии Муравьёв написал рапорт о том, что Фролов якобы ругался в участке и схватил его за одежду.
«Согласно протоколу об административном правонарушении от Фролов в 10:00, находясь в административном здании ОРЧ-2 МВД по Республике Бурятия <…>, в ходе опроса оперуполномоченному лейтенанту полиции вел себя агрессивно, выражался нецензурной бранью, толкался, хватался за одежду, на замечания неоднократно сотрудника полиции не реагировал, — сказано в решении суда. — Также был предупрежден о применении физической силы и специальными средствами. Своими действиями оказывал неповиновение сотруднику полиции, тем самым совершил административное правонарушение».
Судья Наталья Денисова заявила, что доводы Фролова о том, что полицейские лгут, «опровергаются административным материалом, показаниями сотрудника полиции». Она оштрафовала мужчину на 1 тыс. рублей по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).
Фролова отправили в СИЗО по обвинению в поджоге киоска. Родственники избитого обратились за помощью к адвокату Алексею Живоденко. Он добился освидетельствования в медсанчасти №3 ФСИН России, где установили «перелом рукоятки грудины со смещением». В итоге мужчина вышел под домашний арест.
По словам адвоката, заявление о применении пыток в отношении подзащитного было подано в Следственный комитет еще в январе 2020 года: «Я не могу комментировать обстоятельства уголовного дела по делу о киосках, но напомню, что пытки в России запрещены. И каждому факту злоупотреблений со стороны сотрудников полиции должна быть дана правовая оценка».
Отдел пыток
8 июне 2016 года именно в ОРЧ-2 Улан-Удэ погиб 17-летний Никита Кобелев. Полицейские заставляли его и его 19-летнего друга Дмитрия Тутынина оговорить себя в краже велосипеда. В подвале они сначала жестоко избили Тутынина, в том числе дубинками.
«Двое сотрудников полиции положили его на лавочку, накрыли одеялом, обернули его скотчем и тем самым привязали к лавочке вниз животом, — цитировала „Медиазона“ обвинительное заключение. — После этого на него сели четверо сотрудников, а еще один снял с него капюшон, надел противогаз и стал перекрывать ему трубку, ограничивая доступ воздуха. Очки на противогазе были закрашены. Он задыхался, кричал. Они открывали воздух, спрашивали, будет ли он говорить о кражах».
Не выдержав пыток, задержанный стал выдумывать обстоятельства мнимых краж. Доступ воздуха ему перекрывали около 20 раз и задували в противогаз едкий дым. Истязания продолжались около часа. Затем в подвал завели Кобелева. Его уложил на лавку, обмотали вокруг одеяло и закрепили скотчем, потом надели на голову противогаз и избили. Затем начальник отдела по раскрытию имущественных преступлений отдела угрозыска МВД по Улан-Удэ 33-летний Андрей Павлов сел на подростка сверху и сдавил трубку забора воздуха. Кобелева стошнило, он вдохнул рвоту и умер, решил суд.
Павлов, его подчиненный, 37-летний оперативник Сергей Плотников, их 30-летний коллега из того же оперативно-сыскного отдела Валентин Смолин, а также оперативники городского отдела полиции №1 35-летний Анатолий Олоктонов и 34-летний Тумэн Манибадраев были признаны виновными по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий). Начальник получил 8 лет колонии, Олоктонов — 4, Смолин и Манибадраев — по 3 года, Плотников отделался 3 годами условно.
Кроме того, по данным «Номер один», 30 января 2020 года еще один житель по имени Алексей оказался в больнице после общения с сотрудниками полиции в Оперативно-розыскной части-2 (ОРЧ-2). Он был водителем у местного бизнсмена и проходил свидетелем по уголовному делу о незаконных рубках. От мужчины потребовали дать нужные следствию показания на своего начальника, после чего он в Иволгинскую больницу с диагнозом «черепно-мозговая травма».
В 2018 году директор улан-удэнской фирмы «Бурятмет» Сергей Савинский, обвиненный в убийстве другого бизнесмена, также завил о пытках в ОРЧ-2. В суде он рассказал, что его завернули в одеяло, надели противогаз, перекрыли воздух, и вынудили «признаться», что он якобы убил своего приятеля с целью наживы. Он получил 12 лет.