Алексей Пивоваров снял фильм про «черное небо» Красноярска. Что было в выпуске
Журналист Алексей Пивоваров опубликовал на youtube-канале «Редакция» выпуск о «черном небе» в Красноярске. За сутки видео посмотрели полмиллиона человек. Содержание выпуска — в пересказе Тайги.инфо.
За последний месяц создатели «Редакции» получили десятки сообщений с просьбой осветить ситуацию с «черным небом» в Красноярске. Автор канала Алексей Пивоваров попытался ответить на вопросы: что за «черное небо» в Красноярске, и кто виноват в плохой экологической ситуации в городе.
Героями нового эпизода стали губернатор Красноярского края Александр Усс, глава Росприроднадзора Светлана Радионова, научный руководитель Гидрометцентра России, красноярские промышленники и местные жители.
Что такое «черное небо»?
Режим «черного неба» — это когда город накрывает смог, вводится режим «неблагоприятных метеоусловий».
В феврале 2020 года в Красноярске наблюдалась «антициклоническая циркуляция». Температура «повышалась высотой» и создавался «запирающий слой», который не позволял отходам фабрик и заводов перемещаться. Воздушные массы переносились не снизу вверх, а сверху вниз.
Почему «черное небо» появилось в Красноярске?
Алексей Пивоваров выделяет шесть причин, по которым в Красноярске возникла экологическая беда.
— Некоторые районы Красноярска расположены в низине Енисея, поэтому отходы «сползают» в город. Пенсионерка Валентина Алексеевна считает, что проблемы начались после строительства жилых «высоток», так как город перестал «продуваться» ветром.
— Угольные ТЭЦ выбрасывают в воздух большое количество продуктов сжигания. Дымовые трубы ТЭЦ-1 будут демонтированы после строительства новой четвертой, на их месте должны появиться электрофильтры.
— Также в Красноярске находится один из самых больших алюминиевых заводов в мире — КрАЗ «Русала». По розе ветров воздушные потоки идут в противоположную от города сторону, но бывает и наоборот.
С 1980-х годов завод снизил количество выбросов в четыре раза, говорит глава департамента экологии «Русала». Чтобы завод стал экологичнее, его нужно «построить в другом месте», но это невозможно.
— В городе большой частный сектор — примерно 13 тыс. домов. Все они отапливаются бурым углем. Тонна угля в одном домовладении сжигается примерно за две недели.
— Городской транспорт, по мнению главы края Александра Усса, является «значимой составляющей» экологического загрязнения.
— Водная артерия Красноярска, река Енисей, не замерзает зимой из-за стоящей выше по течению ГЭС. Над рекой образуется пар, который потом смешивается с промышленными выбросами.
Есть вопросы, на которые нет очевидных ответов. Например, в советские времена было больше промышленных предприятий и выбросов, но, по воспоминаниям старожилов, «черного неба» не случалось.
Как живут красноярцы в городе?
Местный житель Евгений не может открыть окно больше, чем на три минуты, потому что в квартире «становится нечем дышать». Он перечисляет симптомы, «которые знают все красноярцы»: першение в горле, головокружение, тошнота, падение зрения. «Живем тупо в газовой камере», — резюмирует Евгений.
Из-за нулевой видимости водитель Максим пользуется «аварийкой», чтобы быть заметнее на дорогах. Он рассказывает о кашле, «как будто куришь по две пачки в день». Затянутый смогом Красноярск местные зовут «Мордором».
У дочки Татьяны астма: во время «черного неба» девочка не ходила в садик пешком, потому что задыхалась на улице. Рыбак Александр вспоминает, что в советские времена из-за заводов не было видно правый берег города: «Берег весь черный был, но нормально же жили».
Блогер Николай Маркелов вышел на одиночный пикет, призвав Юрия Дудя «спасти Красноярск». Московский журналист не приехал, зато Маркелова заметила полиция: сотрудники «долбились» к нему в дверь и вызвали блогера в отдел «за проведение митинга».
В городе периодически проводят протестные митинги «за чистое небо», но зачастую они политически ангажированы, что нравится не всем красноярцам.
Что власти думают о «черном небе»?
Журналистка «ТВК Красноярск» вспоминает, что бывший глава края Виктор Толоконский не относился к проблеме серьезно, «жил в другом мире» и мог позволить себе фразы вроде: «Ветер подует и все пройдет».
Нынешний губернатор Александр Усс же не отрицает проблему «черного неба», потому что «дышит тем же воздухом, что и все красноярцы». Он считает Красноярск «хорошим городом», который подтянули к Универсиаде.
Причина воздушного загрязнения, по мнению Усса, кроется в частном жилье с печным отоплением и городском транспорте. Глава Красноярского края рассказал о планах газифицировать регион через Кемеровскую область: «Нам необходимо 5 млрд тонн газа ежегодно. Очевидно, [в крае] таких денег нет».
Усс признался «Редакции», что его сын является бенефициаром одного «небольшого» угольного разреза, но этот факт «не оказывает влияния на стратегические решения». Все красноярские ТЭЦ и разрезы, где добывают уголь, принадлежат олигарху Андрею Мельниченко. «Я не вижу здесь никакого конфликта интересов», — заметил губернатор.
Жителям, которые отапливают дома углем, не дают дотации на электричество ради улучшения экологии. Журналист Пивоваров объясняет логику красноярской администрации: «Если мы доплатим частному сектору, то возмутится весь панельный многоэтажный Красноярск».
Пивоваров приводит локальную «теорию заговора»: когда в Красноярск приезжал Владимир Путин или когда проводилась Универсиада, в городе не было «черного неба», а жителям частного сектора бесплатно выдавался дорогой бездымный уголь. Красноярцы полагают, что совпадения не случайны.
Как горожане следят за воздухом?
Общественники и власти расходятся в оценках опасности «черного неба».
Красноярское минэкологии и активисты используют разные шкалы оценки вредных концентраций — у минэкологии прогноз «оптимистичнее». Губернатор края Усс называет красноярскую систему мониторинга лучшей в стране.
Бизнесмен Игорь Шпехт создал карту загрязнения воздуха в режиме реального времени. Как она работает: красноярцы устанавливают за окном бесплатное компактное устройство, которое оценивает уровень загрязнения воздуха и передает показания по вай-фаю.
Проектом заинтересовались в красноярской прокуратуре, бизнесмен писал объяснительные, которые «собрали в папочку». Росгидромет подал на активиста в суд «за отсутствие лицензии на метеорологическую деятельность», но заявлению не дали хода.
По наблюдениям активиста, основным источником загрязнения воздуха стал уголь, сжигаемый во время отопительного сезона: «Мы задыхаемся от угольного дыма». Версия с загрязнением воздуха из-за транспорта — это «наглая ложь», считает активист.
Подготовил Егор Федоров