Кто купит шахту «Заречная»
Торги по продаже имущества кузбасской шахты «Заречная» в шестой раз оказались безрезультатными. Найти покупателя на единый лот, включающий помимо двух шахт еще и обогатительную фабрику, которая сама по себе может быть весьма привлекательным активом, не нашлось. Предприятиям грозит консервация, а тысячам сотрудников — увольнение. Если в ближайшее время все-таки не найдется новый собственник.
В ходе последних торгов по продаже имущества шахты «Заречная», состоявшихся в конце марта, никто не изъявил желания приобрести актив. По данным Тайги.инфо, перед аукционом всем возможным покупателям, то есть, как минимум, крупным добывающим компаниям, было разослано письмо с предложением и производственными показателями, а также информацией о том, что будущему собственнику будет в приоритетном порядке предоставлена лицензия на новый участок недропользования. Однако и это не помогло найти покупателя.
Интересно в этой ситуации то, что речь идет о шахтах, запасы которых позволяют гарантированно работать по шахтоучастку «Октябрьский» — порядка 30 лет, по шахте «Заречная» — прогнозно 4−5 лет. Помимо обостряющейся социальной обстановки в связи с грядущим увольнением горняков трех предприятий («Алексиевская» начнет высвобождать людей уже с 6 апреля) как раз это и вызывает больше всего вопросов у местных жителей и работников: будут закрыты действующие шахты с работоспособными коллективами, а техника просто распродана?
Шахты «Заречная», «Алексиевская» и шахтоучасток «Октябрьский» — части бывшей угольной компании «Заречная». Предприятие было основано в 2008 году и несколько раз успело сменить владельцев. Крупные компании приходили на «Заречную» с аудитом, но так и не вошли в структуру собственников.
Шахты расположены в городе Полысаево и в деревне Красноярка Ленинск-Кузнецкого района. Для 25-тысячного Полысаево «Заречная» — градообразующее предприятие. В конце 2017 года суд признал несостоятельной УК.
«Заречная» была выставлена на торги в 2018 году по цене 16,7 млрд рублей. Тогда аналитики считали, что предприятие, еще и со статусом градообразующего, легко найдет покупателя на стабильном рынке энергетических углей.
«Простой для шахты „Заречная“ с ее запасами и ее статусом градообразующего предприятия был бы на этом фоне развития угольного рынка просто немыслимым», — говорил в комментарии «Коммерсанту» аналитик ИК «Алор» Алексей Антонов.
Учитывая историю банкротства УК «Заречная», можно предположить, что продажа единым лотом необходима для очистки актива от накопленных проблем, фактически новый собственник может быть связан с бывшими владельцами шахты, полагал эксперт.
Среди возможных приобретателей тогда же назывались энергетические и металлургические компании. Кстати, до сих пор местные жители покупателем видят СУЭК, связанный в том числе и с крупной энергокомпанией в Сибири. И самое главное — у холдинга в том же районе расположены шахты. Но на прямой вопрос о планах на «Заречную» СУЭК Тайге.инфо не ответил.
В общем, торги затянулись, а цена в сравнении с 2018 годом упала в 10 раз.
Спасители и выгодоприобретатели
Бизнесмен Виктор Нусенкис был одним из богатейших украинцев, а на его угле работали крупнейшие заводы страны, писал Forbes. Но потом он сменил гражданство, вместе с семьей перебрался в Подмосковье. И начал бизнес в Кузбассе.
«На трех шахтах Нусенкиса в 2010 году добыли 8,5 млн т энергетического угля, а за два следующих года планируется довести добычу до 13 млн т. Только за последние 5 лет EBITDA управляющей компании „Заречная“, объединяющей российские активы Нусенкиса, выросла в пять раз, до $ 144 млн (по данным компании), а стоимость всего его российского бизнеса приблизилась к $ 1 млрд. Нусенкис входит в пятерку крупнейших добытчиков угля в Кузбассе, пропуская вперед только собственников „Кузбассразрезугля“ и приближенной к Тулееву компании „СДС-уголь“», — отмечало издание в 2011 году.
Украинский бизнесмен владел «Заречной», «Алексиевской» и «Сибирской». Последняя, судя по всему, до сих пор входит в орбиту интересов предпринимателя и его менеджеров. Строительством шахты «Сибирская» и обогатительной фабрики занимается ГК «Углепроминвест», в которую входят несколько предприятий.
Одно из них, ООО «Углепроминвест», принадлежит Ирине Костиной и «Энерго груп лимитед». Одноименный концерн «Энерго» Виктора Нусенкиса и Геннадия Васильева и занимался строительством шахты «Заречной» до громкого «развода» партнеров. Костина же до сих пор возглавляет «Инвестпром», которым владеет Нусенкис.
В свете скандала, связанного с аварийной ситуацией на шахте «Сибирская», топившей «Заречную», эксперты говорили, что компании целесообразно работать в составе соседней шахты.
Сам по себе актив может быть привлекательным для Нусенкиса и с точки зрения наличия готовой инфраструктуры и обогатительной фабрики. Бонус — получение лицензии на новый участок и наращивание добычи.
Вместе с Нусенкисом в числе владельцев «Заречной» фигурировал Дмитрий Николаев. Человек с таким же именем возглавляет компанию «Стройсервис», впрочем, речь идет о тезках. Николаев из «Стройсервиса» до недавнего времени и считался основным его владельцем, с ним же попадал в число богатейших людей России.
Сейчас «Стройсервис» в Кузбассе уже называют одним из «фаворитов» нового губернатора Сергея Цивилева. Компания продолжает развитие, а на своем сайте указывает, что она одна из крупнейших в России по уровню добычи угля ценных коксующихся марок.
Даже не смотря на снижение мировых цен на уголь и разгорающийся кризис, в начале 2020 года группа объявляла о планах по наращиванию добычи с 13,2 (2019) до 15,5 млн тонн. Примечательно, что в 2019 году предприятия увеличили добычу всего на 1%, а вот экспорт — треть. Основными направлениями поставок за рубеж стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также ЕС.
Среди активов «Стройсервиса» — разрез «Шестаки» и «Пермяковский», расположенные в соседних с Ленинском-Кузнецким районах. Там добывают уголь сопоставимых с «Заречной» марок и есть потребность в обогатительной фабрике.
За годы существования УК «Заречная» к ее активам проявляли интерес разные структуры, но объективно — шахтам в итоге просто не повезло с собственниками. Сейчас у Виктора Нусенкиса есть шанс вернуть объекты, причем, по цене много меньше их реальной стоимости и продолжить развивать некогда успешный холдинг — благо такой опыт у него есть. Свою выгоду может получить и «Стройсервис», который, помимо новых участков, получит репутационные бонусы. Если, конечно, справится с задачей. Надежный собственник, который сохранит предприятия, поможет и областному правительству, которого в нынешней экономической ситуации и так ждут непростые времена.
Вероника Смирнова