«Иногда находим в карманах вещей записочки»: как живут секонд-хенды в Новосибирске
Отношение к секонд-хендам и поношенной одежде всегда было неоднозначным. Кто-то считает, что ее покупают только малообеспеченные люди, другие видят в этом стиль и оригинальность. Тайга.инфо попыталась разобраться, как в секонд-хенды попадает одежда, востребованы ли они в Новосибирске и с какими проблемами сталкиваются владельцы помещений.
По данным сервиса 2ГИС, в Новосибирске работает 53 секонд-хенда. Их посетители выделяют несколько причин, почему они там одеваются. Один из главных аргументов — экология. По данным ООН на 2019 год, индустрия моды производит 20% глобальных сточных вод и 10% выбросов углекислого газа — больше, чем все международные авиационные рейсы и морские перевозки. А второй крупнейший загрязнитель воды в мире — текстильное окрашивание. Используя одежду второй раз, считают поклонники секонд-хендов, они помогают остановить бесконечный процесс покупки новой вещи и выбрасывания старой. Также среди причин покупки поношенной одежды поклонники секонд-хендов выделяют возможность подобрать необычный образ.
«Покупки в секондах намного качественнее, чем в магазинах. Кроме того, я беру одежду и для своих моделей, так как я визажист. Могу одеть свою модель так гармонично и красиво, что никто и не догадается, откуда взялась вещь», — говорит Анастасия Понамарева, которая одевается в секонд-хендах с 1990-х годов.
Одежда в секонд-хенд попадает несколькими способами. Первый — когда люди сами приносят вещи в магазин или в специально установленные боксы. Появилась и новая технология — вывоз одежды из дома. Водитель приезжает, забирает вещи и отвозит на склад.
«Мы отличаемся от других секондов тем, что поступление проходит не раз в неделю, а чаще. Люди приносят вещи в магазин, говорят, что все постирали и погладили, можно уже вешать. Это может происходить три раза в день. Иногда находим в карманах вещей записочки: пусть мое платье найдет новую хозяйку или я в этом платье куда-то ездила и очень счастлива, что его купят. Люди чувствуют связь», — говорит соосновательница благотворительного новосибирского магазина GUSTO Алиса Гринемаер.
После того, как одежду передали в GUSTO, она отправляется на склад, который параллельно является и сортировочным центром. Вещи сортируются по 20−25 направлениям. Много вещей уходит в благотворительные фонды. Мамы с детьми это одна группа, бездомные люди, жители деревень и сел, погорельцы — другие категории. Отдельно идет сортировка на детскую, женскую, мужскую одежду. В магазин на продажу идет лишь небольшой процент вещей.
В месяц GUSTO получает 4 тонны одежды. Если вещь не отстирывается или сильно изношена, она идет на переработку. Эти вещи передают специальной компании. Она сама сортирует одежду и выбирает куда передать дальше: на ветошь, на обтирочные материалы или в переработку.
Одежда может поступать в секонд-хенд и из Европы. Они приходят новые, еще с ценниками.
«В основном, в Европе люди с хорошим достатком носят одежду 1−2 сезона. Там маленький износ. Из-за этого много вещей хорошего качества. Вещи берем из Англии, Германии, Австрии, Канады и Италии. Всё привозят в Москву и развозят по другим городам России», — рассказывает совладелица секонд-хенда Vintageshopnsk Дарья Некрасова.
Дальше одежда переходит на склады в Новосибирске, где ее сортируют и продают оптово. Одежда приходит в больших мешках, секонд-хенды не выбирают и не контролируют, что они получат. У Некрасовой за один раз приходит примерно 50 килограмм одежды, закупка проходит два раза в месяц.
Аудитория секонд-хендов обширная. Это и молодежь, и взрослые люди, и пожилые, и с маленьким заработком и обеспеченные.
«Заходят девочки в кроссовках и с тамблером (многоразовая бутылка для воды — прим. Тайги.инфо). Они уверены, что секонд — это круто, в масс-маркете покупают только базу, это все неоригинальное. Хотят джинсовку из 1990-х и завышенные джинсы, — говорят основательницы GUSTO Анастасия Кравченко и Алиса Гринемаер. — Приходят и женщины. Им пофиг, что это секонд. Они себе покупают, дочкам, сестрам, приходят с подругами. Парни тоже приходят, молодые модники. Ходят с девочками и шопперами. Один раз зашел парень и спросил, продается ли у нас черный кожаный плащ в пол, как в „Матрице“. А он младше, чем эта „Матрица“. Бабули тоже приходят, часто берут посуду или украшения. Ходит женщина, очень любит себя баловать блестящими драгоценностями».
Если молодежь подбирает одежду под индивидуальный стиль, то взрослые покупатели ищут то, что и в обычных магазинах.
«Есть те, кто не знают, что такое секонд. Это самая тяжелая аудитория. Смотрят, и не понимают, почему так много вещей, боятся начать и часто разворачиваются. Некоторые считают, что это рынок и сбивают цены. Раньше непонимания было больше, я бы даже не говорила, где работаю. А сейчас много кто интересуется этим и пытается понять», — говорит Некрасова.
Цены в Vintageshopnsk колеблются от 100 до 800 рублей за вещь. Но есть и исключения, иногда вещь продается дешевле, за 50 рублей на распродаже, а иногда наоборот — дороже
«К нам приходила шляпка Kangol. Она была на 50% из ангорской шерсти. Берет, в котором меньше процент шерсти стоит 10000, а эта еще больше. Но у нас она стоила 900 рублей. А вот брюки Karen Millen, которые стоят 7000, а у нас 500», — говорит Некрасова.
Чтобы получать удовольствие от покупок из секонд-хенда, нужно приноровиться к такому формату выбора одежды, считают владельцы магазинов поношенной одежды. Для покупки действительно стоящей вещи, нужно смотреть все. Секонд — не масс-маркет, где все висит по цвету и размеру. Вещи часто раскрываются на людях, поэтому важно примерять их на себя.
Так подбирает наряды Алена Казанцева, покупательница секонд-хендов с 10-летним опытом.
«Я представляю образ в голове. У меня есть красивая серая юбка, которую сшила мама. Но нет блузок к этой юбке, тогда я иду в секонд и подбираю что-то подходящее. Ни качество, ни цена в масс-маркетах меня не устраивают. А когда покупаешь такую же вещь в секонд-хенде, это сглаживается ее качеством».
Во время пандемии посещаемость секонд-хендов не сильно изменилась, а в GUSTO даже увеличился трафик людей, так как они открылись еще месяц назад, и можно было потрогать и померить одежду, а люди соскучились по магазинам.
Проблем, с которыми сталкиваются секонд-хенды, тоже немало. Небольшой поток посетителей, проблемы с арендой и помещением. Культура самобытных магазинов в Сибири развита не так хорошо, как в Питере или Москве. Удобных и дешевых мест для аренды очень мало, поэтому отдельным магазинам открыться трудно. К тому же, секонд как бизнес — неприбыльное дело. Если не горишь этим душой, то просто погибнешь, считают владельцы магазинов.
«Мама открывала секонд, потому что ей это было интересно. Сейчас много кто закрывается, потому что на этом не заработать денег. Мы в минус большой не уходим, но и плюса особо нет», — рассказывает Дарья Некрасова.
Опрошенные Тайгой.инфо владельцы секонд-хендов сходятся во мнении, что больших денег в этом бизнесе ты не заработаешь, но и говорить о том, что магазины подержанной одежды исчезнут, тоже нельзя.
Полина Щербакова