Представитель итальянского фестиваля в России: «Зрительский опыт в кинотеатре и дома можно сравнить с пиццей»
Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. пройдет в новосибирской «Победе» 2-6 октября уже в двенадцатый раз. На открытие приедет представитель проекта в России Эмануэла Кьюмео. Она рассказала Тайге.инфо о фестивальной афише, великом Бертолуччи, целительной силе комедий и любви к алтайским степям.
Тайга.инфо: Эмануэла, почему, на ваш взгляд, так важно поддерживать начинающих авторов?
— Фестиваль — не только площадка для продвижения фильмов, режиссеров и актеров, но и репрезентация момента, фиксация растущей в последние годы интенсивности культурной жизни, представление актуальной ситуации публике. Это место, где молодые творцы получают новый культурный опыт, молодежь — зрительский, а кино — новые возможности диалога с обществом. Полезны творческие встречи с режиссерами и актерами, мастер-классы со студентами киношкол, семинары. Есть у фестиваля N.I.C.E. еще одна миссия: уже 27 лет в России и 30 лет в мире он создает и популяризирует историю нового итальянского кино. Уникальность фестиваля в том, что он умеет работать с разными картинами: от фильмов-участников международных Паоло Соррентино до документальных работ по социальным проблемам и сборников короткого метра. Фестиваль также поддерживает авторское кино, которое без этого рискует так и не встретиться с российской аудиторией.
Тайга.инфо: Можно ли выделить основные темы, объединяющие фильмы фестивальной программы?
— В «Победе» покажут семь фильмов. Здесь нашлось место и комедиям, и музыкальной драме, и документальному кино. Тематика чрезвычайно актуальна: человеческие отношения и взаимосвязи, разнообразие жизни.
Фестиваль откроется 2 октября фильмом «Дорога с Адель» режиссера Алессандро Капитани. Это деликатное роуд-муви комедия о встрече пожилого успешного актера и девушки в костюме зайца, страдающей редким заболеванием.
Программу продолжит семейный фильм «Пшеничное море» Фабрицио Гуардуччи — красивая современная сказка о полном приключений путешествии трех детей через тосканскую долину Валь д’Орча. Его зрители увидят 3 октября.
Субботний вечер продолжится фильмом, который на днях собрал аншлаг в московском «Октябре». Комедия «Хорошие девчонки», снятая Микаелой Андреоцци, рассказывает удивительно человечную историю четырех женщин, связанных общим сюжетом.
Гостей кинотеатра также ждет документальный фильм Марио Сести «Бернардо Бертолуччи: нескончаемое путешествие». Режиссер представит картину 4 октября. Этот документальный фильм, получивший одобрение в Каннах, где он появился в официальной подборке классики, выполнен в форме рассказа-интервью, которое Сести снял в доме Бертолуччи в Трастевере.
В тот же вечер покажут первый полнометражный фильм Летиции Ламартир «Мы будем молодыми и красивыми». Режиссер фокусируется на удушающих отношениях между матерью, бывшей поп-звездой, и ее сыном Бруно, а также на драмах их повседневной жизни, любви и музыке.
5 октября зрители увидят документальный фильм «Бабочка» Алессандро Кассиголи и Кейси Кауфмана. Это живая история взросления, невероятная и захватывающая, как и все великие боксерские фильмы, где главным героем ринга стала девушка. Ирма Теста вместе с близкими и коллегами рассказывает правдивую историю своей жизни.
Фестиваль закроется 6 октября нуаром Винченцо Альфьери «Золотые люди» —городская черная комедия вдохновлена криминальной хроникой.
Тайга.инфо: Какие фильмы фестивальной программы, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?
— Для меня каждый фильм — живая эмоция. И в этом его ценность. Внимание, уделяемое фильму, выбор одного вместо другого, даже просмотр двух фильмов подряд, как это часто случается со мной, зависят от конкретного зрителя. Сколько фильмов в истории кино получили негативную оценку самых опытных критиков, а затем стали популярны у публики? Так что, рекомендую посмотреть все, если получится.
Тайга.инфо: Особое место в программе занимает фильм Марио Сести о великом Бертолуччи. Почему?
— Режиссер документального фильма «Бернардо Бертолуччи: нескончаемое путешествие» Марио Сести вспоминал, что Бернардо любил кинематограф как целое, отождествлял себя с ним и активно участвовал в жизни «племени», как он называл тех, кто любит и делает кино.
В фильме Бертолуччи рассуждает о разных профессиях в кинематографе, создает теорию и практику «седьмого искусства», раскрывает свой статус, свою роль в нем. Публика отправляется в путешествие с одним из величайших итальянских режиссеров, в котором Марио Сести удается уловить его человеческие черты, помещая перед камерой. Бертолуччи рассказывает анекдоты, в которых глубинные воспоминания соседствуют с забавными парадоксами.
В результате получилась картина, в которой есть все, начиная с отношений с Марлоном Брандо, исполнителем главной роли в «Последнем танго в Париже».
Тайга.инфо: В других фильмах тоже есть отсылки к великому наследию, в том числе к комедийной традиции. Нужны ли комедии сегодня, верите ли вы в целительную силу искусства?
— Хорошим ответом станет комментарий одного московского зрителя, просмотревшего два фильма, один из которых — комедия: «У меня сложилось впечатление, что итальянское кино сильно изменилось, стало более философским. Мне дали возможность открыть для себя в фильмах N.I.C.E. проблески другой, невиданной ранее Италии. С этим фестивалем я заново открываю мир своего любимого итальянского кино».
Зрительский анализ точно передает тематику фестиваля. «Молодые режиссеры, которых мы представляем вам, — неоднократно повторяла директор фестиваля N.I.C.E.Вивиана дель Бьянко. — говорят о кино как о коллективной памяти, машине времени, способе сберечь от забвения великие и малые истории, создать мир без классовых различий между главными героями и статистами, со своим абсолютно личным видением. Это связано не только с безусловной ценностью индивидуальности и разнообразия, но и с важностью гуманистического взгляда на нашу жизнь, историю, страну».
Тайга.инфо: В чем, на ваш взгляд, кроется секрет бесконечного очарования итальянского кино?
— Я бы сказала, что привлекательность итальянского кино тесно связана с мастерством тех, кто работает в сфере седьмого искусства. Сложилась особая школа рассказывания «историй по-итальянски», которой нет равных в мире по уровню сценариев и созданию пейзажей. К этому следует добавить великих итальянских интерпретаторов кинематографа. Я бы оставила сравнительное киноведение экспертам, не берусь измерить степень привлекательности итальянского и, например, французского, английского или американского кино. Достаточно вспомнить лишь некоторые имена: Федерико Феллини, София Лорен, Бернардо Бертолуччи, Де Сика, Анна Маньяни, Серджио Леоне, Роберто Бениньи, Альберто Сорди, Маттео Гарроне, Маттео Ровере, Паоло Соррентино, Валерия Голино. Они и станут ответом на ваш вопрос.
Тайга.инфо: Из-за пандемии кинозрители все чаще уходят в онлайн. Считаете ли вы, что кинотеатральный показ в опасности?
— Опять же, многое зависит от человека. Кто-то откажется от зрительного зала лишь под действием обстоятельств непреодолимой силы, а кто-то предпочитает смотреть кино лежа на диване. Зрительский опыт в кинотеатре и дома можно сравнить с пиццей — горячей, с дымком, прямо из печи, или в картонной коробке навынос. Это дело вкуса. Настоящая проблема в том, как помочь кинотеатрам выжить в этой сложной ситуации.
Тайга.инфо: Насколько я знаю, вы учились на финансиста, но стали активным деятелем в сфере международного культурного обмена. Чем вас привлекла эта сфера?
— Экономическое образование научило меня заниматься самыми разными темами: приходилось сдавать экзамены по математике, праву, организации бизнеса. Наверное, именно эта подготовка помогала мне на протяжении многих лет реализовывать себя в разных сферах, включая образование.
Со временем я поняла, что больше всего люблю организацию и сопровождение культурного и социальных мероприятий, поэтому сегодня представляю N.I.C.E. в России, хотя как зритель слежу за фестивалем с 1990-х годов.
Это фестиваль, который дает возможность даже нам, итальянцам, живущим за границей, посмотреть фильмы, которые редко выходят в широкий прокат. Благодаря интуиции Вивианы дель Бьянко, проработавшей в этом секторе более 40 лет, мы видим в программах N.I.C.E. много хороших молодых актеров и режиссеров с первым или вторым большим фильмом, многие из них становятся знаменитостями.
Тайга.инфо: Ваши ожидания от Сибири?
— Я была в Сибири в 90-е годы. Мой муж тогда отправился в поездку на Алтай в качестве корреспондента итальянского телеканала RAI. Помню, как приземлились в Барнауле, ехали на КАМАЗе, ночевали в палатках. За 15 дней добрались до границы с Китаем и Монголией. Чего я ожидаю? Красоты сибирских пейзажей и теплого приема.
Билеты на фестиваль N.I.C.E. доступны на сайте «Победы».
Беседовала Анна Огородникова