Начальник департамента соцполитики Новосибирска: «Дать людям возможность жить в уважении к себе»

© Маргарита Логинова. Ольга Незамаева
Начальник департамента соцполитики Новосибирска: «Дать людям возможность жить в уважении к себе»
22 Дек 2020, 04:11

Почему система оказания социальной поддержки должна быть выявительной, как Муниципальная аптечная сеть помогала достать горожанам дефицитные лекарства от COVID-19, нужен ли новосибирцам сайт с их «социальным» паспортом. Интервью начальника департамента по социальной политике мэрии Новосибирска Ольги Незамаевой Тайге.инфо.

Тайга.инфо: в этом году мэрия активно включилась в борьбу с ВИЧ с помощью некоммерческой организации «Гуманитарный проект» и муниципальных аптек. Город ведь далеко не везде так поступает, обычно это компетенция и ответственность областного минздрава. Почему вам это кажется важной работой?

— Ну, видите, я же не потомственный чиновник. Я врач, и для меня все, что связано со здравоохранением или с оказанием помощи людям, очень важно. Я считаю, что не принципиально для людей, которые живут в этом городе, с какого уровня власти они получают какую-то помощь, поддержку или ответы на свои вопросы. Для них власть — это и здание мэрии, и здание областного правительства, и депутаты — все это одна власть.

Поэтому правильно делать все, что не запрещено законом. У нас есть такая «хитрая» строчка в 131-м законе, что мы имеем право и обязаны создавать условия по улучшению качества оказываемой медицинской помощи. И под это попадает в том числе и работа с ВИЧ-инфицированными, и обеспечение врачей квартирами, и участие в образовании врачей. Все, что угодно, насколько хватает понимания полномочий и денег. Понимания полномочий у меня достаточно, а вот денег не всегда.

Тайга.инфо: Но это же вопрос не только полномочий, но и «желания и воли». Одно дело, когда вы можете что-то решить, другое дело, когда проблема не в фокусе вашего внимания.

— Видите, это опять из врачебной специальности. Вы знаете, наши специалисты в департаменте и в учреждениях получают очень небольшие деньги. Ну и что тут можно делать? Надо приходить и делать так, чтобы людям жилось лучше. Что меня примиряет с этой работой, хоть мне здесь и сложно, это возможность реально менять ситуацию в социальном настроении и благополучии людей. Конечно, понятно, что ситуация не идеальна. Но люди получают реальную поддержку. И то, что мы сделали, особенно во время второй волны ковида — это подвиг. Я этим горжусь!

Тайга.инфо: Что именно? За новостями о росте новых случаев заболеваний и смертей хорошее трудно увидеть.

— Да, за пугающей статистикой это плохо видно. Но я искренне считаю, что мы удержали потребление медикаментов в городе на нормальном уровне — это реально только наша заслуга. Схемы лечения ковида, в соответствии с рекомендациями минздрава, менялись многократно. И мы запаслись лекарствами с помощью муниципальных аптек. С точки зрения управляемости, с точки зрения эффективности деятельности, частная аптечная сеть на порядок лучше устроена, это я вам говорю, как человек, который руководил частной аптечной сетью.

Хоть муниципальная аптека и не так поворотлива с точки зрения бизнеса, но, несомненно, с точки зрения общественной экономики, это инструмент, который сейчас сработал. Во-первых, это абсолютно социально направленное предприятие. Потому что ни одно коммерческое предприятие в чистом виде,задача которого максимизировать прибыль, не станет обеспечивать такие скидки, льготы и так далее. Чтобы аптека работала устойчиво, в аптеке должен быть 29-дневный запас товаров. Но на начало второй волны эпидемии мы проанализировали ситуацию, сделали прогнозы и у нас был запас примерно четырехмесячный. Через две недели его уже не было. А лечебные учреждения области до сих пор мы помогаем обеспечивать. Препараты мы закупали просто по отпускным ценам производителя, минуя цепочку дистрибьюторов. То есть, то, что у нас было — это реально минимальные цены. Конечно, на слуху история про Левофлоксацин, который в сентябре стоил 300 рублей, потом стал 424, а когда мы выбили у производителя партию, отпускная цена была уже 718 рублей. Мы сделали наценку всего 6%, потому что мы не можем ее не сделать — у нас есть необходимость заплатить НДС и налоги. Сейчас спрос нормализовался. Я считала, что надо было закупить и раздать маски людям. Но для этого не нашли оснований. Но, по-моему, это было бы правильно — в метро их раздавать. И у людей было бы больше доверия к власти.

Кроме того, сейчас наши учреждения работают как реабилитационные центры, потому что выход из ковида тяжеленный бывает, и неважно, сколько тебе лет и какого ты статуса. Ковид зачастую провоцирует изменения в психике, слабость и прочее. А наши центры обладают очень хорошей реабилитационной базой и сейчас принимают этих пациентов. Уже через неделю им становится реально лучше.

Тайга.инфо: Куда за помощью можно обратиться?

— Люди могут приходить в комплексные центры социального обслуживания, могут в районные администрации (там тоже есть отделения), могут приходить прямо к нам. Есть люди, которым сложно преодолеть себя, прийти и попросить помощи, потому что требуется большое количество бумажек, которые нужно заполнить. Потому, что это тратятся деньги, а за деньги нужно отчитываться. Но мы это минимизируем. Но важно, что есть место, где тебя выслушают и помогут.

Я могу такие истории рассказать! Вот совсем недавно было: Совет ветеранов привел дедушку, ветерана войны: дескать, его выкинули на улицу дети. Он отписал одному квартиру, другому машину, и они от него избавились. Совет его подобрал и привел сюда. Мои сотрудницы, во-первых, договорились, чтоб этого дедушку приняли в областной Центр постоянного проживания. Его отмыли, организовали ему паспорт, страховку и прочее. И он сидит чистенький. Его накормили и нашли телефон дочери: «Забирайте дедушку». В ответ: «Он нам не нужен, мы на работе». И этого дедушку устроили в социальное учреждение, он пожил там полторы недели и умер. И таких историй полно! Хотя не все они чудесно заканчиваются и не все они пасторальные.

Понимаете, какое дело: у города полномочия—например, убирать улицы. Но даже дороги он может чистить только своего подчинения. Но он совершенно точно может отвечать за социальную историю, социальное настроение и состояние общества. Поэтому все, что здесь сделано и все, что делается — это город. Большинство проектов (даже система долговременного ухода, которая сейчас в пилоте через область) — это в том числе наша инициатива. Просто мы не можем сами это делать: федеральные проекты не реализуются напрямую с муниципалитетом. Поэтому, все делается через регион. Но у нас хорошие отношения, мы друг друга понимаем, помогаем им на территории города.

Тайга.инфо: Особенно беспокойно сейчас за пожилых людей. Кто следит за тем, чтобы старики не болели в одиночестве?

— Что касается пожилых людей… Система выстроена так, что существуют комплексные центры, и большое количество пожилых людей их знает. Но мои мама и папа, которым 80 лет, никогда о них не знали и, надеюсь, не узнают. К сожалению, у нас в России вообще заявительный характер оказания социальной помощи, а не выявительный, как должно быть.

Вообще я 3−4 года,как прочитала книжку о базовом доходе. И — о, чудо — заговорили, что и у нас будет базовый доход. Я считаю, что государство должно выделять деньги людям. И на эти деньги хоть пожилые, хоть молодые смогут который позволит себе не чувствовать себя униженными. Базовый доход позволит получать образование, лечение, а не выживать. И это не о том, чтобы «плодить тунеядцев». Это о том, чтобы дать людям возможность жить в уважении к себе. Не унижаться и не выбирать, куда тратить деньги: на оплату ипотеки или на еду.

И конечно, надо заниматься повышением финансовой и юридической грамотности населения, чтобы люди понимали, когда они берут ипотеку, что будет завтра. Или кредит: как рассчитываются кредиты и куда они себя затягивают? Потому, что это ужас! В каких долгах приходят люди, которым им помогаем, компенсируем их долги. К сожалению, у человека нет диалога с государством. Но, возвращаясь к пожилым людям, сейчас система долговременного ухода как раз близка к тому, чтобы называться выявительной.

Тайга.инфо:Что за система долговременного ухода?

— Смысл в том, чтобы выявить людей, который нуждаются в постоянном постороннем уходе, если не могут сами ходить, ухаживать за собой. Есть пять групп таких людей, в зависимости от тяжести состояния определяется, какое количество услуг человеку надо, в том числе уход по дому, принятие пищи, лекарств, сиделка. Обычно семьи, которые в трудной ситуации находятся, ищут сиделку на общем рынке, платят в месяц от 50 до 80 тыс. А мы предоставляем сиделку, на 2, 4, 6, 8, 12 часов в сутки, но мы отдали эту услугу на аутсорсинг. Я сочла, что будет правильно не готовить их самим. Мы прописали критерии, разыграли конкурс, выиграла служба, которая под эти критерии подходила. Мы имеем возможность контролировать их, подбирать их сиделок людям, создавать максимально комфортные условия и для того, кто беспомощен, и для членов его семьи. И члены семьи получают возможность заняться своими делами, пойти работать, а его подменяет сиделка: это и медицинские процедуры, и уход, и кормление, и разговоры — все, что понадобится.

Тайга.инфо: что нужно сделать, чтобы получить такую помощь?

— Обратиться в центр комплексного обслуживания населения! Мы сделали единую социальную справочную службу. Сейчас мы покупаем федеральный номер 8−800−222−00−50, чтобы проще было номер запомнить. Человек может позвонить сюда, сказать: «Мне плохо, что делать?». А на линии уже работают самые правильные люди, они возьмут этого человека, которому плохо, и расскажут, куда идти и на что можно рассчитывать.

Вообще я мечтала — и я это и реализую — сделать такой социальный паспорт гражданина, когда он вводит свои данные, и ему выпадает все, что ему положено от государства. Это обязательно надо сделать.

Тайга.инфо: С социальным такси — похожая история в плане аутсорсинга?

— У нас была хорошая социальная служба такси, но на рынок такси уже давно зашли федеральные и мировые перевозчики, «Uber» и прочие. Я сказала еще три года назад, что жизнь изменится, и мы начали работать с «Gett», например. Они раньше только с физлицами работали, а не с юридическими нет, тем более с госслужбами. Мы сделали договор и сейчас с ними работаем, они у нас выиграли конкурс, и это совсем другое дело. Мы понимаем, кого и как везем, понимаем сроки, точки контроля, KPI и прочее, мы понимаем, кто приедет и уровень безопасности.

Пользователь вызывает социальное такси, звонит нам в службу, а у нас уже встроена система, которая заказывает, мы контролируем, где и как такси едет. Жалко, что денег на это мало. Большая часть услуг социального такси тратится на людей, которые ездят на гемодиализ, но им невозможно не ездить, поэтому на остальных тратится меньше.

Зато есть разные категории такси: и обычные, и для людей с инвалидностью. Сейчас в рамках этой системы долговременного ухода, мы получаем восемь машин, которые оборудованы специальным подъёмником.

Тайга.инфо: Если человек совершенно одинок, ему не хочется жить в социальном учреждении, но он не может работать и нуждается в уходе, как ему поступать?

— На этот случай есть вариант с городской пожизненной рентой. Мы ее не рекламируем, но клиентов много. Грубо говоря, человек заключаем договор с мэрией, она становится владельцем его квартиры, а человек, до того момента пока не уйдет из жизни, до исполнения этой ренты, в этой квартире живет. Это регулируется гражданским кодексом, пожизненная рента не может быть меньше прожиточного минимума. Дальше человек имеет право на капитальный ремонт квартиры раз в 5 лет, замену оборудования, сантехники, плиты, дверей— чего угодно. Сюда же входит бесплатное социальное обслуживание, если человек находится в лежачем состоянии, за ним будет уход круглосуточно. Также предусмотрена компенсация почти всех затрат на коммунальные услуги, медицинское сопровождение. Человек оказывается в коконе заботы, плюс, когда он умирает, это и похороны, и посмертное содержание захоронения. Вот что человек получает за эту пожизненную ренту. Плюс единовременно выплачивается 60−70 тыс. рублей, в зависимости от квартиры и района. Я считаю аутсорсинг и в этой сфере тоже надо развивать, но пока не видно достаточно профессиональных организаций, которые могли бы этим заниматься.

Маргарита Логинова





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года